Смазка для опалубки: виды и необходимость применения

Смазка для опалубки: виды и необходимость применения

Бетонные работы, за редким исключением, — составляющая цикла строительных мероприятий по возведению сооружений – от небольшой хозяйственной постройки до монолитного многоэтажного здания. Бетонирование дает возможность быстро, без значительных трат получать прочные конструкции фундаментов, перекрытий, стен, перегородок. Применение многооборотных щитов опалубки, их быстрый монтаж, легкая разборка – значительно сокращают срок сдачи готового объекта, снижают траты. Облегчить работу с опалубкой, продлить ее срок призвана смазка.

Без смазки эту мелкощитовую опалубку будет сложно разобрать

Необходимость использования

Главной целью в применении смазки для форм и опалубки является снижение их намокания и сокращение адгезии бетонного материала к поверхностям элементов опалубочной конструкции.

Эмульсии жиросодержащей консистенции создают на поверхности палуб тончайшую пленку, понижающую сцепляемость с бетонной массой. При этом наносится смазка исключительно на предварительно собранную опалубочную конструкцию, арматурный каркас и закладные элементы не смазываются, так как именно с ними требуется высокий уровень адгезии.

Каждый материал обладает своими показателями смачиваемости. Для древесины и металла они более высокие, пластиковый материал и текстолит менее подвержены данному процессу. Но смазываются все поверхности, только для древесной поверхности это необходимо при каждом применении, а для пластика – на каждом пятом цикле.

Именно смазка способна понизить адгезию к бетонной массе и обеспечить быстрый демонтаж опалубки. Щиты снимаются легко, но самое основное в этом – бетонная конструкция не подвержена воздействиям механического характера даже в том случае, если возраст ее после заливки не превышает трех дней.

Основное условие при применении смазки – сохранить монолитную бетонную конструкцию.



Область применения

При произведении бетонных работ очень важно соблюдать технологию заливки. Одно из главных её требований – обязательное уплотнение раствора, чтобы избежать образования внутри монолитной конструкции пустот и раковин, заполненных воздухом. Для этих целей обычно применяют вибратор, либо простукивают опалубку по всей её плоскости. Это позволяет вывести из бетонной массы излишки воздуха, тем самым придав ей нужную плотность и прочность.

Хорошо провибрированный раствор полностью заполняет внутреннее пространство опалубки, включая самые мелкие трещины и неровности. Однако уплотнение бетонной заливки несёт не только плюсы. Главной проблемой, возникающей при этом, является сложность демонтажа опалубки после схватывания бетона: чтобы отделить её, порой приходится прилагать весьма серьёзные усилия.

В самых тяжёлых случаях после снятия щитов опалубка бывает уже не пригодна для дальнейшего использования, а это дополнительные финансовые расходы на закупку материала для новых опалубочных конструкций и затраты времени и сил на их сооружение. Кроме того, при попытках отделить щиты может быть повреждена сама бетонная заливка, ещё не набравшая должную крепость.

Дощатая опалубка

Эта проблема не столь актуальна, если в качестве материала для щитов используется гладкий листовой металл или пластик, но такие заводские конструкции довольно дорогостоящие и в связи с этим используются главным образом крупными организациями, ведущими строительство в промышленных масштабах.

Частные же застройщики используют для создания опалубки различные подручные материалы, в основном щиты из досок и фанеры. Деревянная поверхность, даже хорошо оструганная, имеет множество мелких трещин, зазоров и прочих неровностей, что увеличивает показатель её сцепки с бетоном.

Машинное масло-отработка

Для уменьшения адгезии внутренняя поверхность опалубочных щитов смазывается специальными составами. Смазка создаёт разделительную плёнку между опалубкой и бетоном, что позволяет упростить демонтаж щитов, увеличив сроки их эксплуатации в 2-3 раза.

Одновременно уменьшаются трудозатраты и ускоряется общий ход бетонных работ. Ещё совсем недавно для обработки оснастки широко использовались продукты нефтепереработки: мазут и отработанное машинное масло.

Подобные смазочные материалы не могут гарантировать хорошего результата, кроме того, они не отвечают требованиям экологической безопасности. В настоящее время разработан целый ряд современных средств для обработки опалубки.



Виды смазочных смесей

Все используемые для смазки специальные растворы по своим техническим показателям и химическим особенностям делятся на четыре типа.

Эмульсии жиросодержащей консистенции

Водная суспензия

Считается экономически выгодным вариантом. Кроме того, эту смазку для опалубки вполне возможно приготовить своими руками. Подойдут жидкий мыльный раствор с керосином, смесь глины и масла, суспензия, подготовленная из извести и гипса, разбавленных щелоком. Составы размешиваются, наносятся на опалубочные элементы, которые потом следует просушить. Тонковатый слой, оставшийся после сушки на щитах, отличается инертностью к бетонному раствору. Случается, что палубы конструкции окрашиваются простым составом – разведенной известью или цементным молочком. Варианты таких смазок недорогие, отлично подходят для небольших опалубочных конструкций, бетонирование в которых предполагает применение не виброуплотнения, а штыкования. Опалубку, обработанную такими растворами, простукивать не следует. Дело в том, что смазочный слой эластичностью не обладает, и после ударов от щитов отслаивается, перемешиваясь с раствором в зонах контактирования, загрязняя его поверхность и понижая прочность.

Если бетонирование ведется с виброуплотнением, такие составы для предварительной смазки не используются.

Гидрофобизаторы

Цена на эти смазочный смеси довольно высокая, не каждая считается безопасной для раствора в плане загрязнения поверхности конструкции. Cмазочные смеси для опалубки спросом пользуются, так как в своем химсоставе содержат поверхностно-активные компоненты, основу которых составляют минерализованные масла.

На основе органических углеводородов – замедляющие

Находящиеся в таких смесях замедлители достаточно результативно выполняют свое предназначение по разделению опалубочной поверхности и бетонного раствора. Однако используют их нечасто, потому что такие смазки обладают побочным эффектом – порой затруднительно держать под контролем процесс замедления, на ход реакции оказывают влияние многочисленные условия, в число которых входит и температурный режим воздуха. От воздействия подобных реакций поверхность фундаментной конструкции может находиться под воздействием напряжения и растрескиваться.

Комбинированные

Такие образцы смазок считаются более выгодными, и многих строителей не останавливает даже их высокая цена. В состав входят замедлители застывания бетонной массы и гидрофобизаторные компоненты, негативное воздействие которых понижается за счет добавления пластификаторов. Основное предназначение таких эмульсий – придание поверхности фундаментной конструкции гладкости и обеспечение легкого демонтажа опалубочных щитов.

Обратные эмульсии обладают определенными свойствами – сокращают численность и параметры пор, несколько увеличивают устойчивость бетона к воздействию влаги.

Свойства смазки для опалубки

Зачем нужна смазка для опалубки

Основное предназначение смазки для опалубки заключается в уменьшении сцепления между фундаментной конструкцией и заливаемой в нее бетонной смесью. Кроме того, ее использование позволяет снизить вероятность образования трещин и сколов, которые возникают из-за пересыхания или перенапряжений бетона. Без использования масла для опалубки, которое снижает адгезию между поверхностями, убрать конструкцию без повреждений фундамента, стены или перегородки становится практически невозможным. Риск увеличивается еще и с увеличением размера яруса.

Часто используемые смазки

Чаще всего строители пользуются следующими составами:

  • Агат – концентрированная смазка, которую перед применением следует разводить водой и тщательно взбалтывать. Первоначальный состав сделан на основе масла, воды не содержит. Основное достоинство – после использования на поверхности бетонной конструкции следов нет, что особенно важно, если предстоят отделочные работы светлыми или цветными материалами;
  • Ангрол – состав на основе воды с длительным и безопасным сроком хранения, не подвержен горению, предохраняет металлические поверхности опалубочной конструкции от появления ржавчины. Правда, стоит такая смазка достаточно дорого;
  • Эмульсол и Эмульсол Экс-А – основу составляют минеральные масла. Расход эмульсола на 1 м2 опалубки небольшой, что позволяет его применять на предприятиях, производящих ЖБИ. Основным достоинством такого состава считается устойчивость к низким температурам, возможность работать с ним даже при тридцатиградусном морозе;
  • Тиралюкс – дорогостоящая смазка, изготовленная в Германии, отличающаяся сложным составом. Используют ее при зимнем бетонировании, потому что в составе смазочного материала имеются противоморозные компоненты. Стоимость смазки выше отечественных аналогов в три раза, но она оправдана отличной работоспособностью, позволяющей даже опалубки из фанеры и досок использовать многократно.

Использование смазки при зимнем бетонировании

Сколько раз используют опалубочную фанеру

Ремонт и отделка 17 октября в Фальшбалки — элемент декора потолка, незаменимый при создании интерьеров лофт, кантри, классических и многих других. Потолочные фальшбалки набирают.

Только легкие постройки могут обойтись без бетонного фундамента, во всех прочих случаях без него не обойтись. Перед тем как переходить к операции бетонирования, придется заняться сооружением опалубки, а вместо привычной дощатой конструкции для ее постройки может использоваться ламинированная фанера. Спутать ламинированную фанеру с обычной сложно, ведь за счет особенностей процесса изготовления обе ее поверхности получаются идеально гладкими. Также такие листы отличаются повышенной прочностью на изгиб.

Ремонт и отделка 16 октября в Декоративные балки на потолок стали очень популярными. Легкими и недорогими балочными декорами оформляют потолки домов и квартир, балочные дизайны сегодня в большой моде. Монтаж и крепление балок на потолок доступны любому домашнему мастеру Ремонт и отделка 15 октября в Потолок с балками можно увидеть в интерьерах, очень различных по стилю, планке презентабельности, размерам и плану помещений. И в то же время все без исключения комнаты и кухни с потолочными балками удивляют особенной атмосферой Ремонт и отделка 14 октября в Покраска стен — самый простой и недорогой способ оформить интерьер стильно, а жилище сделать комфортным.

Легкая уборка — один из плюсов окрашенных стен, особенно гладких, без фактуры и декоративных эффектов Ремонт и отделка 11 октября в Подготовка под покраску необходима для всех без исключения малярных работ, как по новым покрытиям, так и при ремонте.

Подготовка основания под новую покраску зависит от вида этого основания и старых окрасок Ремонт и отделка 10 октября в Покраска штукатурки — простая работа, но при этом требующая навыков в малярном деле.

Умелой покраской по штукатурке создают не просто аккуратную отделку, а художественный декор высокой эстетики, и при этом используя доступные отделочные материалы Бани и сауны 09 октября в Светильники для бани подбирают согласно особых требований — влагостойкость, герметичность, жаропрочность, безопасность и экономичность.

Наиболее строги вопросы безопасности освещения в подбор светильников для парной Дом и дача, загородное строительство.

Подробнее о выборе и строительстве опалубки

Бани и сауны. Печи и камины. Постройки на участке.

Свежий бетонный раствор очень хорошо заполняет все углы формы и пустоты между арматурой. Не хуже он может сцепиться и с опалубкой, пытаясь превратить обычную съемную конструкцию в свою оболочку.

Дома и коттеджи. Инженерные системы и сети.

Смазки для опалубки Tekiz®

Ремонт и отделка. Строительные материалы. Популярные новости. Покраска штукатурки 10 октября Глиночурка 20 сентября Арка в квартире 23 сентября Кухня на балконе 02 октября Покраска стен 14 октября Потолок с балками 15 октября Смазка для опалубки обеспечивает щитам минимальную адгезию с цементным раствором и легкое отделение при демонтаже.

В результате поверхность бетонной конструкции получается гладкой, а формы не нуждаются в тщательной очистке после распалубки.

Но чтобы сам монолит не пострадал от такого соседства, к жирным эмульсиям предъявляются определенные требования:.

Требования к смазочным смесям

Смазки не должны оставлять на монолитной поверхности пятен жира и масла. Их составы должны обеспечить минимальную адгезию опалубки с бетоном, не обладая при этом проникающими способностями, потому что пятна с конструкции без нанесения ей механических повреждений удалить будет невозможно. Материалы, используемые для изоляции, обладают сцеплением, и отслойка их считается недопустимой.

Химический состав смазки не должен понижать показатель прочности бетонной конструкции в местах контактирования с ней.

Смазочные составы должны иметь достаточный уровень вязкости, чтобы создавать тонкий слой по гладкой опалубочной поверхности, держащийся не менее суток даже при температуре в тридцать градусов тепла.

Значение омыления (кислотный показатель) должно начинаться от 7. В местах контактирования с раствором образуется реакция, в процессе которой щелочь нейтрализуется, появляется пленочка, бетонная масса к ней не прилипает.

Смазочный состав должен отличаться простотой в нанесении и экономичным расходом, который определяется не только консистенцией состава, но и технологией его применения, и материалом опалубки. Распыление пистолетом позволит экономить на трудовых затратах, да и расход эмульсионного состава снизится на десять – тридцать процентов.

Выполнение работ

Смазка на гладкую щитовую поверхность опалубочных конструкций наносится разными способами, от которых зависит расход состава и скорость выполнения работ. Наиболее быстрым и экономным вариантом обработки считается нанесение с применением краскопульта. Такое устройство дает возможность минимизировать расходы смазок для опалубки, но не решает проблемы с прокраской неровных мест, так что такие участки придется обрабатывать вручную, используя обычную кисточку.

Качественный состав поможет без проблем отделить щиты опалубочной конструкции от бетона, не повредив монолитную фундаментную поверхность.

Если нет пистолетного краскопульта, можно воспользоваться валиком с шубкой из поролона или шерсти. Расход материала в таком случае увеличивается, но обработка выполняется быстрее, чем в случае с кистью. Способ рекомендован для опалубок с металлическими, фанерными или пластиковыми щитами. А вот обработку дощатых поверхностей лучше всего выполнять малярной кистью. Вариант трудоемкий, но с его помощью можно тщательно смазать каждую неровность.

Обработка

Обработка конструкции происходит после окончания ее сборки. Это сократит расход смазки. Ранее залитый, отвердевший бетон защищают пленкой или брезентом. Обрабатываемую поверхность предварительно чистят от остатков раствора, грязи, хорошо высушивают. Покрытие из применяемого средства должно быть равномерным, тонким.

При нанесении смазки не допускается ее попадание на закладные изделия, подготовленный каркас из арматуры, элементы должны сохранять высокую адгезию с бетонным раствором.

Экономный вариант – распыление малярным пистолетом. Работать можно валиком, кистью. Применение обычной малярной кисти особенно оправдано при обработке поверхности стыков, в углах опалубочной формы, дощатых щитовых конструкций.

Читайте также:  Режимы резания при токарной обработке: назначение и расчет

Краскопульт обеспечивает равномерное, экономное напыление

Расход

Определяясь с количеством смазки, необходимо принять во внимание материал, который использовался для изготовления опалубочной конструкции. Примерный расход смазок с учетом вариантов их нанесения по различным материалам приведен ниже:

Расход смазок с учетом вариантов их нанесения

опалубочные щитыгоризонтальныевертикальные
краскопульткисточкакраскопульткисточка
летний сезон
стальные и пластиковые300350400430
древесина320350350420
зимний сезон
стальные и пластиковые300400350400
древесина300400300350

Следует заметить, что на расход смазочных растворов влияют определенные факторы:

  • инструмент, используемый для нанесения;
  • температурный режим;
  • плотность смазочного материала;
  • временной интервал между сборкой опалубки и заливкой бетонного раствора.

Профессиональный смазочный материал

Популярные производители

Чем смазать опалубку, чтобы к поверхности щитов не налипал бетонный раствор, мы разобрались. Остается выяснить, какие составы использовать лучше всего:

Составы для смазки опалубки перед бетонированием

Бетонные работы, за редким исключением, — составляющая цикла строительных мероприятий по возведению сооружений – от небольшой хозяйственной постройки до монолитного многоэтажного здания. Бетонирование дает возможность быстро, без значительных трат получать прочные конструкции фундаментов, перекрытий, стен, перегородок. Применение многооборотных щитов опалубки, их быстрый монтаж, легкая разборка – значительно сокращают срок сдачи готового объекта, снижают траты. Облегчить работу с опалубкой, продлить ее срок призвана смазка.

Опалубка

Необходимость смазки

Технологией бетонирования предусмотрено уплотнение залитого раствора с целью исключить раковины, полости внутри будущего монолита. Задача выполняется глубинным вибратором или простукиванием поверхности снаружи в местах контакта с бетоном. Эти способы помогают вывести из массы раствора пузырьки воздуха. Весь объем внутри опалубки, до небольшой неровности, трещины, заполняется только бетоном.

Уплотнение раствора

Минус уплотнения заливки — сложность разборки опалубки, ее возможная порча, полная непригодность повторного применения, вероятность механического повреждения свежей заливки (при отделении щитов от бетонной плоскости). Упростить, ускорить закладку монолита помогает смазка. Покрытие составом внутренней поверхности установленных щитов производится перед заполнением рабочим раствором.

Способность к смачиванию у материалов разная. Поэтому, периодичность обработки щитов отличается. Например, деревянные, фанерные смазывают перед каждым использованием, пластиковые – каждый пятый раз.

Между бетоном и элементами опалубки создается тонкий разделительный слой. Эта пленка минимизирует адгезию обработанных щитов. Упрощается их демонтаж после схватывания бетона, до трех раз увеличивается срок службы. Отражается применение средств на качестве бетонной поверхности – она почти не имеет сколов, трещин.

Виды смазочных смесей

В основе классификации антиадгезионных растворов лежит их химический состав, технические характеристики.

Водная суспензия

Простой, экономный вариант. Ее можно сделать самостоятельно из доступных материалов. По рецептам мастеров со стажем легко готовятся суспензии из алебастра, строительного гипса, щелока, глины, извести. Достаточно и других народных рецептов.

Все составы группы после тщательного размешивания наносят на элементы опалубки, дают обработанным поверхностям просохнуть. Формы для заливки бетона из таких щитов нельзя простукивать, уплотнение бетона производится без вибратора. Причина – отсутствие эластичности у слоя подсохшей смазки, который при ударных, механических воздействиях легко отслаивается, смешивается с контактирующим раствором. Загрязненный поверхностный слой монолитной конструкции имеет пониженную прочность. Поэтому применение водных суспензий подходит для малых конструкций с применением штыкования при уплотнении залитого раствора.

Гидрофобизаторы

Обладают высоким коэффициентом омыления, характеризующим эффективность защиты оснастки от смачивания при контакте с раствором. Компоненты составов — минеральные масла, поверхностно-активные вещества. Гидрофобизаторы создают надежный слой на внутренней стороне щитов. Минусы — стоимость смазочных средств, их пожароопасность, существующий риск проявления масляных пятен на поверхности бетона.

Гидрофобизаторы для любых поверхностей работают по единому принципу:

На основе органических углеводородов – замедляющие

Органические углеводы — основа средств. Нанесенный слой сдерживает скорость схватывания строительного раствора. Поэтому контактирующий с опалубкой раствор еще обладает пластичностью, податливостью, остальной его объем на всю толщину уже схватился и стал достаточно прочным. Демонтаж щитов, их очистка от налипших частиц бетона производится легко. Минус замедляющих растворов – невозможность контроля процесса отвердения поверхностного слоя бетона. Возможно появление трещин на стыке отвердевшего бетона и пластичного тонкого слоя из-за внутренних напряжений.

Комбинированные

Обратные эмульсии (другое название комбинированных смесей) включают в состав компоненты-гидрофобизаторы, замедлители схватывания бетонной смеси, пластификаторы. Легко удерживаются на гладкой, вертикальной поверхности, несколько суток эмульсия не расслаивается. Комбинированная смазка делает поры бетонной поверхности малыми, что улучшает показатели плотности, прочности, влагостойкости получаемого монолита. Специалисты считают применение обратных эмульсий оптимальным для обработки щитов опалубки.

Щиты со смазкой

Часто используемые смазки

Застройщику без профильного образования будет легче выбрать нужный состав из предлагаемого строймаркетами ассортимента, если он будет знать характеристики популярных средств.

  • Агат. Универсальный безводный масляный состав для покрытия опалубочных щитов из любого материала. Особенность – отсутствие поверхностных следов материала на высохшем бетоне.
  • Тиралюкс. Дорогой немецкий состав на основе минеральных масел, антиморозных добавок. Отличается защитными свойствами – бетон не пристает даже к щитам из досок.
  • Ангрол. Пожаробезопасная эмульсия с длительным сроком хранения без потери заявленных характеристик. Защищает от коррозии металлические поверхности оснастки.
  • Эмульсол. Смазка с минеральными маслами, отличается простотой нанесения, малым расходом. Составом марки «Эмульсол-ЭксИМ» можно покрывать щиты конструкции при значительных понижениях температуры – до -35°С.

Требования к смазочным смесям

Не стоит по старинке обрабатывать оснастку отработкой машинного масла или мазутом. Эти материалы опасны для окружающей среды, пожароопасны, не всегда эффективны. При производстве готовых средств учитывают строительные требования, нормативы. Приведем основные из них:

  1. Приближение химического состава к нейтральному состоянию должно оберегать дыхательные пути, открытые участки кожи строительных работников. При этом, не должны снижаться эксплуатационные характеристики конструкции в местах контакта смазочной пленки с бетоном.
  2. Средство, снижая адгезию бетона с материалом опалубки, не должно обладать проникающими свойствами. После контакта не должно оставаться любых маслянистых, жирных пятен. Если их не удалять, отделочные материалы (клеевые растворы, штукатурка, обмазочная изоляция) могут не удерживаться на бетонной поверхности. А удаление пятен связано с механическим повреждением поверхности монолита.
  3. Для сопротивления щелочной среде бетонной заливки и получения качественной мыльной пленки на поверхности элементов опалубки – коэффициент омыления не может снижаться ниже 7 единиц. Соблюдение требования не даст частицам раствора прилипать к внутренней поверхности формообразующих щитов.
  4. Состав средства должен обеспечивать веществу достаточную вязкость, устойчивость к разжижению от горячего воздуха. Качественный материал не стекая, не испаряясь, сутки удерживается на гладкой вертикальной плоскости щита.
  5. Смазка должна быть безопасной для человека.
  6. Применяемое покрытие обязано служить защитой материала опалубки: от коррозии – для металла, от гниения, поражения микроорганизмами – для дерева.
  7. Нанесение покрытия должно производиться легко, с экономным расходом рабочего вещества.

Обработка

Обработка конструкции происходит после окончания ее сборки. Это сократит расход смазки. Ранее залитый, отвердевший бетон защищают пленкой или брезентом. Обрабатываемую поверхность предварительно чистят от остатков раствора, грязи, хорошо высушивают. Покрытие из применяемого средства должно быть равномерным, тонким.

При нанесении смазки не допускается ее попадание на закладные изделия, подготовленный каркас из арматуры, элементы должны сохранять высокую адгезию с бетонным раствором.

Экономный вариант – распыление малярным пистолетом. Работать можно валиком, кистью. Применение обычной малярной кисти особенно оправдано при обработке поверхности стыков, в углах опалубочной формы, дощатых щитовых конструкций.

Краскопульт

Расход

Зная нормы расхода, указанные производителем на упаковке, нужно делать поправки на следующие объективные причины их изменения:

  • плотность применяемого состава;
  • окружающий температурный фон;
  • материал, качество поверхности обрабатываемой опалубки;
  • способ нанесения смазки, качество применяемого инструмента;
  • через какое время после обработки будет производиться бетонирование.

Производители

Для обработки опалубки чаще выбирают продукцию зарекомендовавших себя производителей. Среди зарубежных марок лидирует германский Тиралюкс1721, смеси греческого концерна Isomat. Положительные рекомендации у российских универсальных смазок Эмульсол ЭКС-А, Ангрол-Монолит, Дивикон. При выборе производителя лучше остановиться на компании, работающей в узком сегменте изготовления средств (например, нижегородская «Н Петрос»). Тогда можно не сомневаться в высоком, постоянном качестве состава.

Применение смазочных материалов для обработки опалубочных конструкций можно не считать дополнительными тратами. Эти вложения многократно вернутся ускорением строительных работ, увеличением срока службы, оборачиваемости съемной опалубки, повышением качества возведенных бетонных конструкций.

Пример нанесения разделительного состава на формы для изготовления бетонных плит, результат:

Смазка для опалубки: виды и необходимость применения

Опалубочные щиты представляют собой конструкцию, с помощью которой фундаментным основам из бетона придаются необходимые формы. Свежеприготовленная бетонная масса отличается хорошей текучестью и заполняет каждый пустотный участок между арматурным каркасом. Сцепляется она и с опалубочными щитами, стремясь сделать всю конструкцию собственной оболочкой. И в том случае, когда у строителей имеются определенные планы на дальнейшее использование опалубки, отдирать ее придется с огромным трудом. Но проблема решается, если используется при бетонных работах смазка для опалубки.

Необходимость использования

Главной целью в применении смазки для форм и опалубки является снижение их намокания и сокращение адгезии бетонного материала к поверхностям элементов опалубочной конструкции.

Эмульсии жиросодержащей консистенции создают на поверхности палуб тончайшую пленку, понижающую сцепляемость с бетонной массой. При этом наносится смазка исключительно на предварительно собранную опалубочную конструкцию, арматурный каркас и закладные элементы не смазываются, так как именно с ними требуется высокий уровень адгезии.

Каждый материал обладает своими показателями смачиваемости. Для древесины и металла они более высокие, пластиковый материал и текстолит менее подвержены данному процессу. Но смазываются все поверхности, только для древесной поверхности это необходимо при каждом применении, а для пластика – на каждом пятом цикле.

Именно смазка способна понизить адгезию к бетонной массе и обеспечить быстрый демонтаж опалубки. Щиты снимаются легко, но самое основное в этом – бетонная конструкция не подвержена воздействиям механического характера даже в том случае, если возраст ее после заливки не превышает трех дней.

Основное условие при применении смазки – сохранить монолитную бетонную конструкцию.

Виды смазочных смесей

Все используемые для смазки специальные растворы по своим техническим показателям и химическим особенностям делятся на четыре типа.

Эмульсии жиросодержащей консистенции

Водная суспензия

Считается экономически выгодным вариантом. Кроме того, эту смазку для опалубки вполне возможно приготовить своими руками. Подойдут жидкий мыльный раствор с керосином, смесь глины и масла, суспензия, подготовленная из извести и гипса, разбавленных щелоком. Составы размешиваются, наносятся на опалубочные элементы, которые потом следует просушить. Тонковатый слой, оставшийся после сушки на щитах, отличается инертностью к бетонному раствору. Случается, что палубы конструкции окрашиваются простым составом – разведенной известью или цементным молочком. Варианты таких смазок недорогие, отлично подходят для небольших опалубочных конструкций, бетонирование в которых предполагает применение не виброуплотнения, а штыкования. Опалубку, обработанную такими растворами, простукивать не следует. Дело в том, что смазочный слой эластичностью не обладает, и после ударов от щитов отслаивается, перемешиваясь с раствором в зонах контактирования, загрязняя его поверхность и понижая прочность.

Если бетонирование ведется с виброуплотнением, такие составы для предварительной смазки не используются.

Гидрофобизаторы

Цена на эти смазочный смеси довольно высокая, не каждая считается безопасной для раствора в плане загрязнения поверхности конструкции. Cмазочные смеси для опалубки спросом пользуются, так как в своем химсоставе содержат поверхностно-активные компоненты, основу которых составляют минерализованные масла.

На основе органических углеводородов – замедляющие

Находящиеся в таких смесях замедлители достаточно результативно выполняют свое предназначение по разделению опалубочной поверхности и бетонного раствора. Однако используют их нечасто, потому что такие смазки обладают побочным эффектом – порой затруднительно держать под контролем процесс замедления, на ход реакции оказывают влияние многочисленные условия, в число которых входит и температурный режим воздуха. От воздействия подобных реакций поверхность фундаментной конструкции может находиться под воздействием напряжения и растрескиваться.

Комбинированные

Такие образцы смазок считаются более выгодными, и многих строителей не останавливает даже их высокая цена. В состав входят замедлители застывания бетонной массы и гидрофобизаторные компоненты, негативное воздействие которых понижается за счет добавления пластификаторов. Основное предназначение таких эмульсий – придание поверхности фундаментной конструкции гладкости и обеспечение легкого демонтажа опалубочных щитов.

Обратные эмульсии обладают определенными свойствами – сокращают численность и параметры пор, несколько увеличивают устойчивость бетона к воздействию влаги.

Свойства смазки для опалубки

Виды смазок

В настоящее время для смазки опалубки применяют составы четырех видов. Классификация смазок для опалубки осуществляется с учетом эксплуатационных свойств. Отличаются они и химическими составами.

Виды смазок для опалубки

Водные суспензии

Самые доступные опалубочные смазки изготавливаются на водной основе. Составы наносятся на щиты и оставляют на просушку. После испарения воды на поверхности остается тонкая защитная пленка. Однако эта пленка очень тонкая и при применении вибраторов для уплотнения бетона она может разрушиться.

Составы гидрофобизаторы

Основа составов – минеральные масла с добавлением ПАВ. В результате после смазывания опалубки на поверхности листов образуется пленка, которая отталкивает влагу и, соответственно, исключает смачивание поверхностей форм бетонным раствором.

Читайте также:  Особенности клея для гипсокартона

Составы очень эффективны, но стоят недешево. Недостатком является то, что входящие в состав минеральные масла могут оставлять на поверхности бетона жирные пятна.

Составы, замедляющие схватывание

Основа составов – органические углероды. Они оказывают воздействие на бетонную смесь, поэтому наружный слой остается пластичным, хотя основная масса уже набрала твердость.

Бочка смазки для опалубки

Но при использовании таких составов имеет существенный недостаток – процессы застывания не контролируются, в результате во внешнем слое нередко образуются трещины и сколы.

Комбинированные

Наиболее эффективным решением являются комбинированные смеси, они сочетают в себе свойства гидрофобизаторов и составов, замедляющих схватывание. Кроме того, в состав смесей включены специальные пластификаторы, повышающие качество бетона, путем уменьшения размеров пор на поверхности.

Часто используемые смазки

Чаще всего строители пользуются следующими составами:

  • Агат – концентрированная смазка, которую перед применением следует разводить водой и тщательно взбалтывать. Первоначальный состав сделан на основе масла, воды не содержит. Основное достоинство – после использования на поверхности бетонной конструкции следов нет, что особенно важно, если предстоят отделочные работы светлыми или цветными материалами;
  • Ангрол – состав на основе воды с длительным и безопасным сроком хранения, не подвержен горению, предохраняет металлические поверхности опалубочной конструкции от появления ржавчины. Правда, стоит такая смазка достаточно дорого;
  • Эмульсол и Эмульсол Экс-А – основу составляют минеральные масла. Расход эмульсола на 1 м2 опалубки небольшой, что позволяет его применять на предприятиях, производящих ЖБИ. Основным достоинством такого состава считается устойчивость к низким температурам, возможность работать с ним даже при тридцатиградусном морозе;
  • Тиралюкс – дорогостоящая смазка, изготовленная в Германии, отличающаяся сложным составом. Используют ее при зимнем бетонировании, потому что в составе смазочного материала имеются противоморозные компоненты. Стоимость смазки выше отечественных аналогов в три раза, но она оправдана отличной работоспособностью, позволяющей даже опалубки из фанеры и досок использовать многократно.

Использование смазки при зимнем бетонировании

Требования к смазочным смесям

Смазки не должны оставлять на монолитной поверхности пятен жира и масла. Их составы должны обеспечить минимальную адгезию опалубки с бетоном, не обладая при этом проникающими способностями, потому что пятна с конструкции без нанесения ей механических повреждений удалить будет невозможно. Материалы, используемые для изоляции, обладают сцеплением, и отслойка их считается недопустимой.

Химический состав смазки не должен понижать показатель прочности бетонной конструкции в местах контактирования с ней.

Смазочные составы должны иметь достаточный уровень вязкости, чтобы создавать тонкий слой по гладкой опалубочной поверхности, держащийся не менее суток даже при температуре в тридцать градусов тепла.

Значение омыления (кислотный показатель) должно начинаться от 7. В местах контактирования с раствором образуется реакция, в процессе которой щелочь нейтрализуется, появляется пленочка, бетонная масса к ней не прилипает.

Смазочный состав должен отличаться простотой в нанесении и экономичным расходом, который определяется не только консистенцией состава, но и технологией его применения, и материалом опалубки. Распыление пистолетом позволит экономить на трудовых затратах, да и расход эмульсионного состава снизится на десять – тридцать процентов.

Необходимость смазки

Технологией бетонирования предусмотрено уплотнение залитого раствора с целью исключить раковины, полости внутри будущего монолита. Задача выполняется глубинным вибратором или простукиванием поверхности снаружи в местах контакта с бетоном. Эти способы помогают вывести из массы раствора пузырьки воздуха. Весь объем внутри опалубки, до небольшой неровности, трещины, заполняется только бетоном.

Уплотнение раствора глубинным вибратором

Минус уплотнения заливки — сложность разборки опалубки, ее возможная порча, полная непригодность повторного применения, вероятность механического повреждения свежей заливки (при отделении щитов от бетонной плоскости). Упростить, ускорить закладку монолита помогает смазка. Покрытие составом внутренней поверхности установленных щитов производится перед заполнением рабочим раствором.

Способность к смачиванию у материалов разная. Поэтому, периодичность обработки щитов отличается. Например, деревянные, фанерные смазывают перед каждым использованием, пластиковые – каждый пятый раз.

Между бетоном и элементами опалубки создается тонкий разделительный слой. Эта пленка минимизирует адгезию обработанных щитов. Упрощается их демонтаж после схватывания бетона, до трех раз увеличивается срок службы. Отражается применение средств на качестве бетонной поверхности – она почти не имеет сколов, трещин.

Выполнение работ

Смазка на гладкую щитовую поверхность опалубочных конструкций наносится разными способами, от которых зависит расход состава и скорость выполнения работ. Наиболее быстрым и экономным вариантом обработки считается нанесение с применением краскопульта. Такое устройство дает возможность минимизировать расходы смазок для опалубки, но не решает проблемы с прокраской неровных мест, так что такие участки придется обрабатывать вручную, используя обычную кисточку.

Качественный состав поможет без проблем отделить щиты опалубочной конструкции от бетона, не повредив монолитную фундаментную поверхность.

Если нет пистолетного краскопульта, можно воспользоваться валиком с шубкой из поролона или шерсти. Расход материала в таком случае увеличивается, но обработка выполняется быстрее, чем в случае с кистью. Способ рекомендован для опалубок с металлическими, фанерными или пластиковыми щитами. А вот обработку дощатых поверхностей лучше всего выполнять малярной кистью. Вариант трудоемкий, но с его помощью можно тщательно смазать каждую неровность.

Как самостоятельно применить смазку для опалубки, и какой расход?

Нанесение смазки распылителем

Применять смазку может каждый, главное соблюдать последовательность нанесения:

  1. Нанесение должно происходить сразу после того, как была собрана опалубка. Так можно сократить расход вещества.
  2. Уложенный ранее бетон необходимо защитить пленкой или брезентом от попадания масла.
  3. Вещество можно наносить резиновыми кистями или валиками, но тогда увеличится расход. Экономнее будет применять в этих целях распылительный пистолет.
  4. Чтобы слой был ровнее стоит применять пистолет на расстоянии одного метра от досок, возможно применении разных насадок.

Расход

Определяясь с количеством смазки, необходимо принять во внимание материал, который использовался для изготовления опалубочной конструкции. Примерный расход смазок с учетом вариантов их нанесения по различным материалам приведен ниже:

Расход смазок с учетом вариантов их нанесения

опалубочные щитыгоризонтальныевертикальные
краскопульткисточкакраскопульткисточка
летний сезон
стальные и пластиковые300350400430
древесина320350350420
зимний сезон
стальные и пластиковые300400350400
древесина300400300350

Следует заметить, что на расход смазочных растворов влияют определенные факторы:

  • инструмент, используемый для нанесения;
  • температурный режим;
  • плотность смазочного материала;
  • временной интервал между сборкой опалубки и заливкой бетонного раствора.

Профессиональный смазочный материал

Зачем смазывать формы?

Выбор смазки чрезвычайно важен при создании тротуарной плитки. Она применяется для отделения от формы и сохранения ее внешнего вида. Также использование смазки уменьшает риск появления пузырьков воздуха на лицевой поверхности плитки. Применение смазочных средств позволяет предотвратить ситуацию изменения цвета и формы бетона, что облегчит работу при литье плитки своими руками. Выбирать какую использовать смазку стоит в зависимости от конструкции опалубки и масштабов производства. Смазывание форм поможет в дальнейшей работе с плитами.

Популярные производители

Чем смазать опалубку, чтобы к поверхности щитов не налипал бетонный раствор, мы разобрались. Остается выяснить, какие составы использовать лучше всего:

Смазка для опалубки

смазка опалубки

Опалубка представляет собой специальную конструкцию, необходимую для придания фундаменту определенной формы. Если ее не использовать, бетонная смесь не сможет принять нужную форму, растекаясь при этом во всех направлениях. После полного высыхания и затвердевания смеси внутри периметра опалубки, конструкцию необходимо осторожно отделить от фундамента, перекрытия или стен. Для того, чтобы сделать это максимально просто и не повредить при этих манипуляция готовую конструкцию, специалисты используют специальные масла (смазки), о которых и поговорим далее.

Зачем нужна смазка для опалубки

Основное предназначение смазки для опалубки заключается в уменьшении сцепления между фундаментной конструкцией и заливаемой в нее бетонной смесью. Кроме того, ее использование позволяет снизить вероятность образования трещин и сколов, которые возникают из-за пересыхания или перенапряжений бетона. Без использования масла для опалубки, которое снижает адгезию между поверхностями, убрать конструкцию без повреждений фундамента, стены или перегородки становится практически невозможным. Риск увеличивается еще и с увеличением размера яруса.

Требования, предъявляемые к смазкам для опалубки

Для того, чтобы обеспечить требуемые параметры сцепления между опалубкой и бетоном, смазка должна отвечать определенным требованиям. Некачественное масло может не только не дать нужного результата, а и вовсе привести к ухудшению качество поверхности, образованию трещин и других дефектов. Основные требования, которые предъявляются к смазкам для опалубки, следующие:

  • отсутствие локальных поверхностных дефектов в виде жировых пятен и шероховатостей после того, как опалубка снята;
  • небольшое сцепление щитов опалубки с бетоном, в результате чего открепление должно происходить легко;
  • хорошая адгезия с вертикальными и наклонными поверхностями в широком диапазоне температур (в основном до 30 градусов Цельсия) на протяжении 24 часов;
  • соответствие нормативным документам и требованиям противопожарной защиты;
  • отсутствие токсичных и вредных для человека составляющих.

При выборе смазки, нужно ориентироваться на состав, так как в каждом конкретном случае применим тот или другой вариант.

Какие виды смазок для опалубки бывают

Для демонтажа опалубки фундамента, стен и перегородок, наибольшей популярностью пользуются следующие производители:

  • Эмульсол «ЭКС-А»;
  • Эмульсол «ИМ»;
  • АНГРОЛ.

В промышленном применении чаще всего используют масло Эмульсол. По объему вещества различают два типа емкости: небольшие канистры по 20 литров и бочки по 216 литров.

По составу различают следующие виды смазки для опалубки:

  • в основе которых использованы вода;
  • в основе которых используются комбинированные вещества;
  • с использованием веществ-ингибиторов застывания бетона;
  • с использованием водоотталкивающих веществ.

Для изготовления водоэмульсионной смазки применяются инертные химических вещества, которые не вступают в реакцию с частицами бетона. Этот тип отличается невысокой стоимостью, но далеко не всегда эффективно справляется с поставленной задачей.

Масла на комбинированной основе более стойки к внешним условиям и проявляют лучшие сцепляющие свойства. Оригинальная и неподдельная смазка от производителя не расслаивается даже в течении недели, отлично держась на поверхности щитов и бетона. Довольно часто такие типы масел используются как обратные эмульсии (растворители и перемешиватели).

Третий тип смазок отличается наличием веществ, замедляющих застывание бетона. Как правило, это происходит из-за добавления меласса или танина. Это приводит к более сложному регулированию процессов схватывания бетонной смеси.

Смазки с водоотталкивающими свойствами изготовляются из множества минеральных и синтетических масел. В них входит минсоальное масло либо соли кислот жира. Это создает тонкий водоотталкивающий слой на поверхности стен, который предотвращает высыхание бетона. К недостаткам данного вида масла относится высокая стоимость.

Как правильно нанести смазку для опалубки

Правильное использование смазки для опалубки заключается в соблюдении последовательности действий и определенных правил.

  1. Нанесение необходимо делать сразу после сборки опалубки. При этом возможно сократить лишний расход масла.
  2. Чтобы предотвратить повреждение уже уложенного ранее бетона, его необходимо защитить при помощи брезентовой ткани.
  3. Наносить смазку на опалубку можно используя резиновые кисти или валики, но более эффективно это делать при помощи пистолета-распылителя. Так можно получить ровной слой и существенно снизить расход вещества.
  4. Для нанесения ровного тонкого слоя используются специальные насадки на пистолет.

Если брать во внимание расход смазки, то он будет напрямую зависеть от следующих факторов:

  • способа нанесения на поверхность. Наибольший расход если использовать валик, чуть ниже — кисть, наиболее экономичный вариант — пистолет;
  • температура окружающего воздуха. Чем более теплый воздух, тем меньше понадобится вещества;
  • плотности смазки. Чем масло плотнее, тем более высокий расход (но при этом плотность в большинстве случаев обеспечивает лучшее качество и сцепление);
  • временем, которое затрачивается между сборкой конструкции и заливкой бетонной смеси.

Если соблюдать все требования и советы, изложенные в данной статье, процесс нанесения смазки для опалубки будет довольно простым. При этом использование качественного масла существенно упростит последующую разборку конструкции и сохранит поверхность фундамента, стены или перегородки от повреждений.

Смазка для опалубки: виды и правила ее нанесения

Выполнение бетонных работ – обязательный этап практически любого строительства. Эта технология используется и при возведении массивных многоэтажных зданий, и небольших частных домов.

Монолитные конструкции позволяют получить прочные и долговечные конструкции с относительно небольшими финансовыми и временными затратами. Для выполнения работ обязательно нужно собирать опалубку, а чтобы форма затем легко отделялась от бетона, применяется специальная смазка для опалубки.

Область применения смазки

При проведении бетонных работ необходимо полностью выполнять все требования технологии. Важно, чтобы бетонный раствор полностью заполнил форму, не образовывая пустоты. Для этого используются разные приемы. Для небольших объемов допустимы такие приемы, как:

Обработка опалубки смазкой

  • штыкование лопатой;
  • простукивание опалубки со всех сторон.

Более качественное уплотнение достигается путем использования вибраторов, которые создают колебания для выведения воздуха из бетонной массы и придания ей прочности и плотности. После проведения работ по уплотнению, бетонный раствор должен полностью заполнить форму, заполняя все выемки.

Но уплотнение раствора имеет и «оборотную сторону», бетон плотно прилегает к внутренней поверхности опалубки, что затрудняет в дальнейшем демонтаж. Чтобы отделить детали опалубки от застывшего бетона приходится прикладывать немалые усилия.

При разборке могут быть повреждены и сами щиты опалубки, и отлитые бетонные конструкции. Конечно, современные опалубочные системы, собираемые из пластика или металла с очень гладкой поверхностью, демонтировать легче, так как бетон к ним практически не пристает.

Читайте также:  Окрашенный потолок на кухне

Подготовка опалубки к обработке

При частном строительстве чаще применяют более дешевые варианты опалубок – из дерева или фанеры. Внутренняя поверхность досок и неламинированной фанеры шероховатая, поэтому отделить их от застывшего бетона бывает сложно.

Решить эту проблему помогают специальные смазки для опалубки. Основная цель этих составов –уменьшение адгезии, то есть, применения смазки создает на внутренней поверхности щитов защитную пленку. Эта пленка не позволяет бетонной смеси прилипать к щитам опалубки.

Совет! Еще относительно недавно в качестве смазки использовали отработанное масло и другие нефтепродукты. Эти вещества неэффективны и небезопасны с точки зрения экологии. Поэтому лучше использовать современные, специально разработанные средства.

Требования к смазочным материалам

Какими же качествами должна обладать хорошая смазка для форм опалубки:

  • Нейтральность. Смазка изготавливается основе органических соединений, которые химически нейтральны. Составы не должны вступать в реакцию ни с бетонными смесями, ни с материалами опалубки.

Бочки со смазкой

  • Безопасность. Составы не должны быть вредными для здоровья людей, они не должны оказывать негативное воздействие на кожу либо приносить вред при вдыхании.
  • Чистота. Смазки не должны оставлять пятен на отливаемых бетонных конструкциях. Наличие масляных пятен на поверхности монолитных сооружений затрудняет последующую отделку.
  • Вязкость. Смазка должна обладать способностью держаться на щитах и не разжижаться даже при повышенных температурах.

Совет! Согласно требованиям СНиП, смазки, нанесенные на гладкие металлические или фанерные листы, должны продержаться (не стекать, не испаряться) в течение суток при температуре окружающего воздуха +30.

Виды смазок

В настоящее время для смазки опалубки применяют составы четырех видов. Классификация смазок для опалубки осуществляется с учетом эксплуатационных свойств. Отличаются они и химическими составами.

Виды смазок для опалубки

Водные суспензии

Самые доступные опалубочные смазки изготавливаются на водной основе. Составы наносятся на щиты и оставляют на просушку. После испарения воды на поверхности остается тонкая защитная пленка. Однако эта пленка очень тонкая и при применении вибраторов для уплотнения бетона она может разрушиться.

Составы гидрофобизаторы

Основа составов – минеральные масла с добавлением ПАВ. В результате после смазывания опалубки на поверхности листов образуется пленка, которая отталкивает влагу и, соответственно, исключает смачивание поверхностей форм бетонным раствором.

Составы очень эффективны, но стоят недешево. Недостатком является то, что входящие в состав минеральные масла могут оставлять на поверхности бетона жирные пятна.

Составы, замедляющие схватывание

Основа составов – органические углероды. Они оказывают воздействие на бетонную смесь, поэтому наружный слой остается пластичным, хотя основная масса уже набрала твердость.

Бочка смазки для опалубки

Но при использовании таких составов имеет существенный недостаток – процессы застывания не контролируются, в результате во внешнем слое нередко образуются трещины и сколы.

Комбинированные

Наиболее эффективным решением являются комбинированные смеси, они сочетают в себе свойства гидрофобизаторов и составов, замедляющих схватывание. Кроме того, в состав смесей включены специальные пластификаторы, повышающие качество бетона, путем уменьшения размеров пор на поверхности.

Как наносить смазку

Смазочные составы наносятся на поверхность разными способами, от выбора способа нанесения зависит скорость работы и расход нанесения. Наиболее экономичный способ – это использование краскопульта. Применяется пистолет для покрытия больших и ровных поверхностей, а вот неровности и стыки обрабатываются плохо.

Нанесение смазки на щиты опалубки

При отсутствии пистолета составы можно наносить обычными валиками для краски и малярными кисточками. Нередко эти два метода комбинируют. Валиком окрашивают ровные поверхности, а углы и стыки – кисточкой.

Итак, смазки, наносимые на внутренние поверхности форм для опалубки, применяют, чтобы облегчить последующий демонтаж. Составы образуют на поверхности защитную пленку, которая предотвращает непосредственный контакт между бетонным раствором и стенками формы. Использование смазочных материалов позволяет продлить срок службы многоразовой опалубки.

Смазка опалубки

Виды растворов для обработки опалубочных щитов

Виды растворов для обработки опалубочных щитов

Бетонные работы являются неотъемлемой частью любого строительства – будь то возведение многоэтажного монолитного здания или небольшого частного дома. Бетонирование позволяет получить прочную, долговечную и недорогую конструкцию с минимальными затратами времени и сил. Единственный минус данной технологии – необходимость установки и разборки опалубки. Чтобы облегчить процесс демонтажа щитов, используется специальная смазка для опалубки.

Область применения

При произведении бетонных работ очень важно соблюдать технологию заливки. Одно из главных её требований – обязательное уплотнение раствора, чтобы избежать образования внутри монолитной конструкции пустот и раковин, заполненных воздухом. Для этих целей обычно применяют вибратор, либо простукивают опалубку по всей её плоскости. Это позволяет вывести из бетонной массы излишки воздуха, тем самым придав ей нужную плотность и прочность.

Хорошо провибрированный раствор полностью заполняет внутреннее пространство опалубки, включая самые мелкие трещины и неровности. Однако уплотнение бетонной заливки несёт не только плюсы. Главной проблемой, возникающей при этом, является сложность демонтажа опалубки после схватывания бетона: чтобы отделить её, порой приходится прилагать весьма серьёзные усилия.

В самых тяжёлых случаях после снятия щитов опалубка бывает уже не пригодна для дальнейшего использования, а это дополнительные финансовые расходы на закупку материала для новых опалубочных конструкций и затраты времени и сил на их сооружение. Кроме того, при попытках отделить щиты может быть повреждена сама бетонная заливка, ещё не набравшая должную крепость.

Дощатая опалубка

Дощатая опалубка

Эта проблема не столь актуальна, если в качестве материала для щитов используется гладкий листовой металл или пластик, но такие заводские конструкции довольно дорогостоящие и в связи с этим используются главным образом крупными организациями, ведущими строительство в промышленных масштабах.

Частные же застройщики используют для создания опалубки различные подручные материалы, в основном щиты из досок и фанеры. Деревянная поверхность, даже хорошо оструганная, имеет множество мелких трещин, зазоров и прочих неровностей, что увеличивает показатель её сцепки с бетоном.

Машинное масло-отработка

Машинное масло-отработка

Для уменьшения адгезии внутренняя поверхность опалубочных щитов смазывается специальными составами. Смазка создаёт разделительную плёнку между опалубкой и бетоном, что позволяет упростить демонтаж щитов, увеличив сроки их эксплуатации в 2-3 раза.

Одновременно уменьшаются трудозатраты и ускоряется общий ход бетонных работ. Ещё совсем недавно для обработки оснастки широко использовались продукты нефтепереработки: мазут и отработанное машинное масло.

Подобные смазочные материалы не могут гарантировать хорошего результата, кроме того, они не отвечают требованиям экологической безопасности. В настоящее время разработан целый ряд современных средств для обработки опалубки.

Требования к смазочным материалам

Согласно положениям строительных нормативов, смазочные материалы для опалубочных щитов должны отвечать следующим требованиям:

  • Адгезионная смазка не должна оставлять на бетонной поверхности жирных маслянистых пятен. В противном случае в дальнейшем могут возникнуть проблемы при проведении отделочных работ. На пропитанных нефтяными маслами поверхностях крайне плохо держатся отделочные материалы: штукатурка, шпаклёвка, обмазочная гидроизоляция, клеевые составы и т.д. Удаление же подобных загрязнений — дело довольно хлопотное, требующее значительных усилий и времени.
  • Химический состав смазки должен быть максимально нейтрален. Прежде всего, он не должен оказывать вредного влияния на кожные покровы и дыхательные пути работников, а также техническо-эксплуатационные характеристики бетона.
  • Вещество должно обладать достаточно большой вязкостью и не разжижаться даже при повышенных температурах воздуха. Согласно СНиП, адгезионный состав должен хорошо держаться на гладком щите из листового металла или ламинированной фанеры, нагретом до +30С, в течение суток, не стекая и не испаряясь.
  • Коэффициент омыления не должен быть ниже 7. Такой адгезионный состав сможет успешно противостоять щелочным средам бетонных растворов и создать на поверхности оснастки — будь она из полимеров, металла, досок или фанеры, – тонкую мыльную плёнку, не дающую частицам бетона налипать на внутренние поверхности формы.

Виды смазок

Все антиадгезионные растворы подразделяются на четыре группы в зависимости от их технических свойств и химического состава.

Водные суспензии.

Это один из наиболее доступных по цене вариантов смазок для опалубки. В случае крайней необходимости подобный состав вполне можно приготовить своими руками прямо на строительной площадке. Для этого можно воспользоваться старыми рецептами плотников-бетонщиков. Это могут быть смеси строительного гипса или алебастра с гашёной известью и сульфитным щёлоком, либо смеси глины и любых масел.

Среди более современных антиадгезионных «народных средств» можно назвать раствор керосина с жидким мылом. Все перечисленные смеси после своего приготовления разбавляются водой и в таком виде наносятся на соприкасающуюся с бетоном поверхность форм.

После того как вода высохнет, на опалубке останется тонкая защитная плёнка, не позволяющая цементному раствору налипать на поверхность фанеры, металла или досок.

Однако при использовании таких «рукотворных» адгезионных составов следует учитывать, что образующаяся на щитах плёнка довольно тонка и непрочна, поэтому уплотнять бетон при помощи вибратора следует максимально деликатно, иначе жёсткий бетон может попросту содрать защитный слой смазки.

Такие действия приведут с одной стороны к проблемам с демонтажом оснастки, а с другой — к загрязнению бетона адгезионной смесью и уменьшению его прочностных характеристик.

Составы-гидрофобизаторы

Подобные растворы изготавливаются в заводских условиях из минеральных масел с добавлением поверхностно-активных веществ, повышающих коэффициент омыления. В результате на оснастке образуется защитный слой, предотвращающий её смачивание бетонным раствором.

Эффективность гидрофобизаторов достаточно высока, так же как и их стоимость. Среди их недостатков можно указать использование в качестве основы при их производстве минеральных масел. И если недобросовестный производитель допустит их переизбыток в конечном продукте, высок риск загрязнения бетонной поверхности маслянистыми пятнами.

Составы, замедляющие схватывание

Растворы, создаваемые на основе органических углеводов. Они имеют свойство замедлять схватывание бетона, в результате чего, в местах его соприкосновения с опалубкой он остаётся пластичным и податливым, в то время как его толща уже набрала достаточную прочность. Это облегчает снятие оснастки и её очищение от налипших частиц раствора.

Среди недостатков — неконтролируемость процесса замедления отвердевания. Из-за чего на стыке толщи заливки и тонкого слоя, подвергнувшегося воздействию замедлителей, могут возникнуть внутренние напряжения, трещины и расколы, что не способствует увеличению прочности монолитной конструкции.

Комбинированные

Смазка Эмульсол

Смазка Эмульсол

Второе название комбинированных смазок — обратные эмульсии. По свидетельству специалистов, обратные эмульсии являются самым оптимальным вариантом. Комбинированные растворы в полной мере отвечают всем требованиям, предъявляемым к адгезионным смазкам.

В состав подобных растворов также вводятся компоненты, замедляющие схватывание бетона и создающие влагооталкивающую плёнку. Однако все их возможные отрицательные воздействия на цементный раствор нивелируются при помощи добавок-пластификаторов.

Комбинированные растворы играют роль не только разделителя бетонного раствора и поверхности опалубочной оснастки, но они способны и улучшать качество бетона, уменьшая размеры пор на его поверхности. Это увеличивает прочность и плотность монолита, что придает ему более высокую влагостойкость.

Чтобы частному застройщику, чаще всего не обладающему специальным инженерно-строительным образованием, было легче разобраться в предлагаемых адгезионных составах, следует рассмотреть эксплуатационно-технические характеристики наиболее популярных из них.

  1. Эмульсол. Создан на основе минеральных масел, может наноситься на поверхность щитов при температуре до -18С. От многих других растворов для смазки опалубки отличается небольшим расходом и лёгкостью нанесения. Выпускается также морозостойкий вариант, «ЭксИМ», который можно применять при температуре воздуха до -35С.
  2. Ангрол. Эмульсия, созданная на водной основе. Отличается абсолютной пожаробезопасностью и отсутствием неприятных запахов, может длительное время храниться на складе без ухудшения технических характеристик. В состав Ангрола вводятся специальные антикоррозийные компоненты, защищающие металлические формы от появления ржавчины.
  3. Тиралюкс. Смазка от германского производителя, в основе которой лежат минеральные масла с добавлением антиморозных добавок. По своей стоимости данный раствор значительно превосходит отечественные аналоги. Впрочем, и технические характеристики Тиралюкса довольно высоки: он надёжно защищает от налипания частиц бетона даже дощатую опалубку.
  4. Агат. Масляный состав, не содержащий воду, абсолютно универсален и может применяться для нанесения на любые материалы опалубочной оснастки. После высыхания бетона и снятия опалубки, Агат не оставляет на его поверхности следов, что позволяет применять его для смазки форм под белые и колерованные цементные растворы.

Способ нанесения

Наносить адгезионные растворы на опалубочные щиты можно различными методами. От способа нанесения зависит расход материала и скорость работы. Самым быстрым и экономичным является обработка опалубки при помощи пистолета-краскопульта. Это даёт возможность минимизировать расход смазки, но при этом возникает проблема с прокрашиванием неровностей, углублений, стыков и трещин.

Во избежание «залипания» оснастки после нанесения антиадгезионной смеси на щиты следует пройти все труднодоступные места малярной кистью.

В отсутствие пистолета можно воспользоваться поролоновым или шерстяным валиком. Это несколько увеличит расход состава, но обработка будет производиться гораздо быстрее, чем малярной кистью, но такой способ больше подходит для относительно гладких поверхностей из металла, пластика и фанеры.

Если же приходится обрабатывать щиты, сколоченные из необструганных досок, то лучше использовать кисть. Такой метод самый трудоёмкий, зато позволяет более тщательно обработать все неровности. При расчёте расхода смазочного состава следует также учитывать материал, из которого сделана оснастка: впитываемость металлических или пластиковых поверхностей гораздо ниже, чем у древесины.

На видео представлена смазка для бетонных форм Эмульсол.

Применение антиадгезионных растворов значительно увеличивает сметную стоимость бетонных работ, но, как показывает практика, не следует жалеть денег на приобретение смазочных составов: их применение поможет сэкономить время, силы и материалы.

Ссылка на основную публикацию