Настенная живопись красками по сырой штукатурке

Живопись по сырой штукатурке или как сделать фреску самостоятельно

Фреска — это роспись по сырой штукатурке. Слово произошло от итальянского fresco — «свежий». Сейчас фрески в интерьере применяются реже, зато данный вид декорирования стен считается уникальным, изысканным и необычным. Намного чаще используется сухая роспись по стенам, которая может быть выполнена даже обычным человеком, далеким от профессии художника.

  • Виды росписи по штукатурке
  • Техника росписи красками по сухой штукатурке
  • Уникальность техники альсекко
  • Недостатки росписи по сухой штукатурке
  • Подготовка поверхности для работы художника
  • Рисование по сырой штукатурке водяными красками
  • Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками
  • История метода
  • Суть процесса
  • Фрески в квартире
  • Технология создания фресок на штукатурке
  • Подбор изображения
  • Подготовка основания
  • Приготовление раствора
  • Нанесение штукатурки
  • Краска для росписи
  • Нанесение изображения

Виды росписи по штукатурке

Техники рисования на оштукатуренных стенах бывают разными. Основные из них:

  1. Фреска. Представляет собой живопись по сырой штукатурке водяными красками. Для создания рисунка нужна специальная пластичная масса из гашеной извести, песка, кирпичной пыли. В идеале в такую смесь добавляются измельченные льняные нити или пенька — в таком случае картина на стене будет более долговечной, не растрескается и не станет крошиться.
  2. Альсекко. Это роспись красками по сухой штукатурке. Для данной методики применяются особые краски на основе клея, воды, сырых яиц. Они позволяют получить стойкое изображение, которое не повреждается от воздействия неблагоприятных факторов.

Художественная роспись стен в интерьере

Техника росписи красками по сухой штукатурке

Живопись по сухой штукатурке имеет свои особенности. Она не требует спешки, рисовать на стене может один мастер или несколько человек в удобном режиме. В состав красок входят природные материалы, поэтому готовые картины будут безопасны для взрослых и детей. Чаще всего сухая методика применяется для декорирования спален, детских комнат. Цвета красок характеризуются яркостью, а сами материалы плотностью, к тому же долго не тускнеют, не осыпаются.

Уникальность техники альсекко

Сейчас техника альсекко (асекко, секко) стала набирать популярность, особенно для украшения зданий, заборов, а также для интерьера домов и квартир. Этот вид настенной живописи предполагает рисование по уже высохшей, но вторично увлажненной поверхности. Методика считается уникальной, имеет ряд неоспоримых достоинств:

  • использование на 100% безвредных красителей;
  • возможность работать целый день или несколько дней без необходимости ускорения;
  • долговечность изображения, стойкость к перепадам влажности и температур;
  • тщательное прорисовывание деталей, четкость картинки;
  • возможность создания объемных изображений и многогранных фигур;
  • пригодность для картин на любые тематики, выполнение работ во всевозможных художественных стилях;
  • возможность поправки изображения или его смывки чистой водой в ходе работы.

Недостатки росписи по сухой штукатурке

Нарисовать действительно красивую картину, выполнить объемный декор сможет только профессионал. Речь идет не о мелких рисунках или орнаменте, которые можно сделать по трафарету, а о действительно эксклюзивных работах. Цена такого труда будет очень высока, а выполнение займет много дней. Поскольку подобный интерьер может наскучить, лучше заранее подумать о его целесообразности.

Рекомендуется выполнять большие настенные изображения в комнатах, где обычно не проводится много времени: кабинетах, холлах, библиотеках.

Подготовка поверхности для работы художника

Чтобы получить красивое и долговечное изображение на стене, ее следует правильно подготовить. Для начала убирают старые покрытия: краску, обои. Затем все сколы, дефекты, следы от крепежа замазывают штукатуркой или шпатлевкой. Основание грунтуют на 1–2 слоя, потом заново штукатурят подходящим составом, выравнивают его до идеального состояния. После высыхания штукатурку еще раз грунтуют, хорошо просушивают, и только потом к работе может приступить художник.

Художественная отделка стен

Рисование по сырой штукатурке водяными красками

Смысл данной техники состоит в том, что рисунок наносится на стену еще до высыхания штукатурки. Вначале на поверхность накладываются светлые тона, затем поочередно выполняются более темные, насыщенные и яркие элементы.

Особенности есть и у самой штукатурной массы: при ее изготовлении обязательно используется высококачественная известь, которая гасится водой до прекращения активной химической реакции.

Также для изготовления штукатурки нужна мельчайшая кирпичная крошка — она способна длительно удерживать воду и не сохнуть. Стену тоже готовят особым образом: искусственно создают на ней неровности, чтобы усилить адгезию с материалом. Во время нанесения рисунка поверхность стены регулярно увлажняется, чтобы краски ложились на мокрое основание. После высыхания картинка немного посветлеет, что связано с наличием извести в составе.

Нанесение росписи на потолке водяными красками

Качество готовой фрески будет зависеть от типа поверхности. Например, кирпичная кладка сильно впитывает воду, поэтому высыхание фрески будет быстрым, и без дополнительного грунтования контуры изображения могут потрескаться. На слабовпитывающих основаниях вызывают фреска высыхает медленно, в итоге картина будет смотреться более естественно. Чем больше слоев штукатурки нанесено на поверхность, тем дольше она сохнет.

Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками

Методика рисования по мокрому основанию довольно сложна. Она включает следующие этапы работ:

  1. Создание рисунка и подготовка макета в натуральную величину.
  2. Разрезание заготовки на отдельные фрагменты.
  3. Перенесение рисунка на стену, обведение контуров.
  4. Отбеливание основного фона.
  5. Заполнение отдельных сегментов фрески цветом.

Есть и упрощенные варианты выполнения техники. При наличии сноровки и определенного опыта справиться с работой можно даже в домашних условиях. В оригинале же требуется быстрота реакций и точность мазков. Для облегчения задачи макет картинки стоит заранее раскрасить так, как это будет сделано на стене, прописать его тенями.

Технология рисования по сырой штукатурке водяными красками

История метода

Роспись по мокрой штукатурке практиковалась еще в античном Средиземноморье. Некоторые картины, выполненные несколько веков назад, сохранились до нашего времени — их можно увидеть на стенах храмов, старинных зданий. В Древнем Риме живопись по штукатурке украшала дворцы, стены в домах богатых людей, общественные здания. Особенно много фресок было в городах Помпеи, Геркуланума, которые позже оказались засыпанными пеплом Везувия.

В Средние века фрески стали еще более популярными. Благодаря недорогому сырью, которое готовилось из местных минералов, их стали применять повсеместно. Широко прославились итальянские художники, обладавшие огромным мастерством и талантом.

Поскольку краска намертво схватывалась со штукатуркой, она держалась невероятно долго и не тускнела, хотя после высыхания становилась более бледной. Вплоть до XVIII века фреска занимала ведущие позиции в украшении интерьеров, и лишь позже ее вытеснили новые виды искусства.

Роспись по декоративной штукатурке

Суть процесса

После того, как штукатурка на основе песка и извести наносится на стену в несколько слоев, на верхнем выполняется рисунок определенными видами краски. Последние должны быть водорастворимыми, сделанными на основе извести, казеина или силикатов.

Постепенно краски впитываются в штукатурку, окрашивают присутствующую в ней известь (карбонат кальция). В результате картина становится как бы частью стены и не стирается. Удалить ее можно только путем снятия слоя штукатурки.

Фрески в квартире

Фреска относится к разновидности монументальной живописи: ее нельзя снять, как картину, и перевесить в другое место. Чтобы фреска действительно украшала помещение, она должна стать неотъемлемой частью интерьера, гармонируя с остальными его элементами. Именно поэтому нужно заранее продумать дизайн комнаты, определиться с типом картины, которая будет изображена на стене.

Декоративная штукатурка фреска

Габариты фрески тоже надо рассчитать еще до ее выполнения. Крупные изображения не впишутся в маленькую комнату, будут смотреться навязчиво, угнетающе. Роспись потолка тоже не всегда хороша для квартир: она подходит лишь при условии значительной высоты стен и большой площади комнаты.

Выполнять работу можно самостоятельно. Тем не менее, результат вряд ли будет напоминать труд профессионала. Если решено нанять художника, надо помнить, что далеко не все имеют навыки работы со штукатуркой. В ряде случаев приходится искать и штукатура, и оформителя, которые будут трудиться в паре, что обойдется в приличную сумму. При решении выполнить фреску своими руками рекомендуется потренироваться на менее сложных объектах и освоить игру света и тени, узнать свойства красок.

Технология создания фресок на штукатурке

Работы включают в себя два основных направления: нанесение штукатурки и ее роспись. Оба этапа непосредственно связаны, причем второй вытекает из первого. Важно строго соблюдать технологический процесс, иначе изображение может потрескаться и вскоре осыпаться.

Технология создания фрески

Подбор изображения

Для изготовления фрески выбирают любой рисунок, который подходит к основной стилистике. Для самостоятельного расписывания стен не стоит брать более, чем 3 основных цвета. Стена, на которой будет находиться фреска, должна быть хорошо освещенной лучами солнца, не загроможденной предметами мебели.

Подготовка основания

Отделочные работы всегда начинают с качественной подготовки стены. В рамках подготовительных мероприятий производятся такие действия:

  1. Снятие старого покрытия. Убирают все отслаивающиеся материалы, счищают штукатурку вплоть до основания (бетона, кирпича, дерева). Если слой держится крепко, можно ограничиться частичным удалением крошащихся участков. Поверхность стены тщательно обметают тряпкой от мусора, пыли.
  2. Выполнение насечек. При помощи перфоратора со специальной насадкой-долотом делают мелкие насечки глубиной менее 0,8 см на стене. На 1 кв. м площади наносят примерно 120 насечек. Еще раз смахивают с основания пыль.
  3. Грунтование. Глубоко проникающим составом осуществляют обработку подложки в 1–3 слоя, чтобы улучшить силу сцепления со штукатуркой.

Нанесение грунтовки на стены

Приготовление раствора

Опытные мастера готовят растворы по своим «рецептам», подбирая соотношение компонентов опытным путем. Но рекомендации по пропорциям все-таки существуют. Обычно для выполнения первых слоев штукатурки смешивают между собой:

  • 1 часть гашеной извести;
  • 4 части песка;
  • немного мелко нарубленной пеньки или целлюлозы.

Для финишного слоя штукатурки соединяют 1 часть извести и 2,5 части песка. Идеальным вариантом будет замена песка или его доли на кирпичный порошок. Для уличных работ количество кирпича должно быть небольшим. Что касается извести, то она обязана иметь высокое качество, иначе для рисования фрески не подойдет. В дешевой извести минимальное содержание оксида кальция, поэтому ее гашение может занять несколько месяцев. В результате возникнет высол, штукатурка отстанет от стены или расслоится.

Известь гашеная пушонка

Идеальный вариант — купить для раствора чистую известь-пушенку, которая уже погашена. Также можно приобрести порошок негашеной извести и погасить его самостоятельно (залить чистой водой на 2 недели, потом жидкость слить). Песок для штукатурки тоже должен быть качественным и чистым. Лучше взять речной песок, просеять его через мелкое сито, чтобы штукатурка получилась более пластичной.

Нанесение штукатурки

После приготовления штукатурки нужно сразу приступать к ее нанесению на стену. Слоев должно быть не менее двух, но чаще всего выполняется 3 штукатурных слоя (максимальное количество — 7). Если толщина штукатурки составит более 1–1,5 см, риск ее растрескивания повысится.

Оштукатуривание производят в три этапа:

Вначале к стене крепят маячки, которые позволят выровнять штукатурку. Производят набрызг мастерком, набрасывая первый слой толщиной до 6–8 мм. Распределяют штукатурку теркой для равномерности, но не слишком ее разглаживают. Излишки раствора убирают правилом. Зубчатым шпателем или иным удобным инструментом выполняют волнистые линии глубиной до 2 мм с шагом в 40 мм. Такие волны помогут сформировать рельеф и улучшить сцепление с последующими слоями штукатурки.

Нанесение штукатурки на стену

После частичного схватывания первого слоя приступают ко второму, промежуточному. Для грунта раствор должен быть более густым, чем для набрызга, поэтому воды в штукатурку добавляют меньше. Массу наносят на стену мастерком, перетирают полутерком, излишки убирают правилом. Регулярно контролируют положение штукатурного слоя уровнем, так как на этом этапе осуществляется выравнивание основания.

Для укрывки штукатурку делают более жидкой. Наносят ее при помощи терки тонким слоем (2–3 мм). За один подход желательно накладывать на стену столько укрывки, сколько удастся сразу закрасить, ведь она очень быстро сохнет. Опытные мастера расписывают по 6–9 кв. м в день, а новичкам стоит начинать с небольших картин.

Краска для росписи

При выборе краски нужно учесть, что известковая составляющая штукатурки обладает щелочной реакцией, поэтому пигменты должны быть щелочеустойчивыми. В противном случае краска быстро поменяет цвет, либо вообще обесцветится.

Краска для росписи для декоративной штукатурки

Также пигменты должны быть растворимыми в воде, иначе развести их будет сложно, а при контакте со штукатуркой произойдет порча красящей основы. Чаще всего для живописи по сырой штукатурке применяются такие виды красок:

  • акриловые водные — разбавляются обычной водой, содержат различные пигменты: оксид хрома, умбру, сиену, бордо, охру, киноварь и другие;
  • известковые — готовятся на основе известковой воды или теста, очень удобны для внесения правок на фреске;
  • темперные — в состав входят куриные яйца, казеин, жидкое стекло, добавки для замедления засыхания.

Самыми стойкими и красивыми считаются темперные краски. Яичный белок альбумин вступает в реакцию с известью штукатурки, в результате получается новое химическое соединение — альбуминат кальция. Оно очень прочное, не разрушается в течение многих лет. Опытные мастера разводят темперные краски пивом или вином, а не водой, при этом вводят в них только яичный белок (желток может менять основной оттенок).

Краска художественная темперная

Повышает качество готовой краски жидкое стекло: его всегда добавляют для росписи наружных стен. При контакте с известью силикаты формируют нерастворимую субстанцию, которая вовсе не боится осадков и перепадов температур.

Готовая краска не должна быть густой. Лучше, если по консистенции она напоминает полужидкую сметану. При росписи штукатурки нужно пользоваться мягкой кистью, которая не оставляет ворсинок.

Нанесение изображения

Вначале прикладывают к стене эскиз будущей картинки, аккуратно прикалывают его прямо к слою штукатурки. Намечают линии острым шилом, получая четкий отпечаток, убирают бумагу. Далее приступают к прорисовке светлых зон. Рекомендуется заранее выбелить их гашеной известью, чтобы пастельные оттенки имели свой естественный вид. Постепенно переходят к средним по яркости тонам, затем к темным.

Фреска живопись на штукатурке

Мазки выполняют легкими движениями, чтобы кисть не сдирала со стены влажный известковый состав. Если в краске появляются белые разводы, кисточку сразу промывают и отжимают. После выполнения основного рисунка приступают к прорисовке в обратном порядке:

  1. Темные тона.
  2. Средние оттенки.
  3. Самые светлые цвета.

Прорисовка дает возможность сделать переходы между отдельными участками плавными, естественными. В завершение росписи края неокрашенной штукатурки аккуратно срезают острым ножом, формируя скосы, накладывают на них гипсовый раствор и осторожно заглаживают. В результате стыки между фреской и стеной должны полностью исчезнуть.

Готовая фреска сохнет около 10 суток, так как краска впитывается в штукатурку довольно медленно. В течение этого времени нельзя допускать появления сквозняков, перепадов температуры. В целом техника живописи по сырой штукатурке довольно сложна, но при желании и наличии художественного вкуса ее вполне можно освоить и практиковать самостоятельно.

Роспись по сырой штукатурке: подробное описание технологии и особенности Роспись по сырой штукатурке: подробное описание технологии и особенности

Живопись по сырой штукатурке

Технология живописи по сырой штукатурке используется многие сотни лет, такие картины называются фресками. В давние времена они рисовались в церквях и монастырях, потом их можно было встретить в самых престижных зданиях, в том числе и дворцах. Затем она забылась и применялась только реставраторами во время восстановления произведений искусства.

В наше время такой декор используется при оформлении различных интерьеров, в том числе и жилых. Как выполняется живопись по сырой штукатурке, и можно ли сделать ее самостоятельно?

Живопись по сырой штукатурке

Живопись по сырой штукатурке

Особенности работ

Несмотря на высокую декоративность такой отделки, применяется она не слишком часто, даже при оформлении современных храмов. Причин такому явлению несколько.

  1. Сложность подготовки специального основания. Далеко не каждый может качественно и с учетом всех требований оштукатурить стену. Здесь используют особый рецепт приготовления смеси, к тому же, существуют свои тонкости ее нанесения.
  2. Процесс идет очень медленно, художники не могут работать с квадратного метра. Живопись по сырой штукатурке существенно отличается от традиционного создания картин, это намного сложнее и требует соблюдения очень многих специальных технологических условий.
  3. Высокая цена отделки помещений. Одна стена стоит значительно больше, чем полная финишная отделка всех поверхностей помещения. Это делает недоступным использование таких рисунков для абсолютного большинства наших соотечественников.

Рисование таких картин на стенах требует большого мастерства и опыта

Рисование таких картин на стенах требует большого мастерства и опыта

Как видите, профессиональную живопись по сырой штукатурке (фрески) может делать только ограниченный круг лиц. Но для декора жилых помещений все эти требования не принципиальны, поэтому для выполнения подобных работ достаточно иметь талант к рисованию и базовые навыки штукатура. Ну а если позволяют средства, лучше всего нанять для этого специалиста. Теперь можно кратко знакомиться с особенностями технологии.

Алгоритм выполнения

Все действия разбиваются на несколько этапов, только точное выполнение каждого из них может обеспечить надлежащее качество. Даже малейшие отклонения от используемой технологии обязательно будет иметь крайне негативные последствия.

Читайте также:  Рождественский пост 2022 года, какого числа начало

    Выбор места нанесения рисунка и его тематика. Эти вопросы решает художник совместно с заказчиком. Принимаются во внимание не только архитектурные особенности помещения, но и качество освещения, выбранный стиль, сюжет рисунка и т. д. Еще один важный фактор – нужно обращать внимание на материалы изготовления стен, на которых планируется делать живопись. Они должны быть только из полнотелого красного кирпича, все остальные современные строительные материалы по своим физическим параметрам категорически не подходят. Не может быть и речи о гипсокартонных, пенобетонных и прочих современных материалах.

Определившись с тематикой рисунка, готовят его эскиз

Определившись с тематикой рисунка, готовят его эскиз

Качество подготовки основания имеет решающее значение

Качество подготовки основания имеет решающее значение

Нанесение рисунка - самый творческий процесс

Нанесение рисунка — самый творческий процесс

Теперь можно кратко ознакомиться с особенностями каждого этапа.

Подготовка поверхности стены

К этому этапу надо относиться очень ответственно. Дело в том, что традиционная технология запрещает применение современных материалов и пропиток для повышения показателей адгезии, предупреждения растрескиваний и отслоений. Долговременный эффект надо достигать иными методами.

Таблица. Этапы подготовки основания

Удаление старого слоя штукатурки

Удаление старого слоя штукатурки

Подготовка поверхности к оштукатуриванию

Подготовка поверхности к оштукатуриванию

Оштукатуривание

Финишное покрытие

Теперь следует рассмотреть некоторые этапы более подробно.

Подготовка раствора

Долговечность фресок объясняется двумя секретами древнейшей известной живописной техники: специальным раствором для оштукатуривания и уникальным составом используемых красок. А от таланта художника зависит художественная часть работы. Какие компоненты должны быть в штукатурном слое?

    Известь многолетнего гашения. К ней выдвигаются очень жесткие требования, для наиболее ответственных фресок специально покупают австрийскую известь десятилетнего гашения. Отечественные материалы по качеству не подходят. Известь имеет не только неплохие показатели адгезии с кирпичными стенами, этот материал обладает антибактериальными свойствами. Именно этим объясняется отсутствие на старинных фресках лишайников и мха, поверхности таких стен угнетают размножение все микроорганизмов.

Основой штукатурки служит гашеная известь

Основой штукатурки служит гашеная известь

В качестве наполнителя используют кварцевый песок

В качестве наполнителя используют кварцевый песок

Кирпичная крошка удерживает влагу

Кирпичная крошка удерживает влагу

Пеньковое волокно применяют в качестве армирующей добавки

Пеньковое волокно применяют в качестве армирующей добавки

Толченый уголь древние мастера всегда использовали при изготовлении фресок

Толченый уголь древние мастера всегда использовали при изготовлении фресок

Особенности оштукатуривания

Конкретные пропорции выбираются мастером. При этом принимаются во внимание размеры здания, показатели микроклимата в помещении, особенности пользования сооружением по временам года. Все эти факторы оказывают прямое влияние на условия эксплуатации здания и параметры микроклимата в нем. Эти характеристики, в свою очередь, влияют на конкретный состав штукатурки. В среднем необходимо на одну часть извести примерно четыре части песка, но это не конкретный рецепт, а только примерная рекомендация без учета наполнителей и прочих индивидуальных добавок.

Приготовление штукатурного раствора

Приготовление штукатурного раствора

Штукатурка наносится в несколько этапов.

Шаг 1. Намачивание стены. Воды надо много, кирпич должен ее впитать максимальное количество и на максимальную глубину. В некоторых случаях для этого требуется несколько дней, время определяется мастером на основании личного практического опыта и интуиции. Чем больше воды впитает стена, тем дольше штукатурка будет сырой, а это очень важное условие.

Широкой кистью обильно смачивают поверхность стены водой

Широкой кистью обильно смачивают поверхность стены водой

Шаг 2. Два-три черновых слоя. Наносятся они по очереди, общая толщина в пределах 3 см. Почему надо делать несколько тонких черновых накидок? Связано это с физическими особенностями раствора для штукатурки. Если его сразу набрасывать толстым слоем, то покрытие будет иметь много воздушных карманов различного размера, никакими гладилками их не удалить. Воздушные пузырьки оказывают крайне негативное влияние на прочность и долговечность штукатурки. По этим параметрам она и так намного уступает составам на основании цемента.

Наносят черновой слой штукатурки

Наносят черновой слой штукатурки

Шаг 3. Делают финишный выравнивающий слой толщиной не более 4 м. Здесь уже применяется раствор только из песка и извести, наполнителей нет. Этот слой выполняет функцию основания, он должен быть максимально ровным и однородным. Наличие в нем пеньки и кирпичной крошки не дает возможность краскам равномерно впитываться в сырую поверхность стены.

Наносят выравнивающий слой

Наносят выравнивающий слой

Шаг 4. Несколько слоев побелки качественной известью. Такие работы выполняются живописцами непосредственно перед рисованием. Известковая побелка заменит холст для картины.

Завершающий этап подготовки - побелка известью

Завершающий этап подготовки — побелка известью

Важно. В помещении должны полностью отсутствовать сквозняки. На время создания рисунка плотно закрываются окна и двери.

Далее начинается творческий процесс рисования фрески.

Рисование картины

Шаг 1. Подготовка эскиза. Перед началом работы рисуется эскиз композиции, детали не прорисовываются, делается только контур предметов и людей.

Вариант эскиза для фрески

Вариант эскиза для фрески

Шаг 2. Перенос эскиза. Вначале размечается площадь и определяется масштаб переноса. Наносятся главные точки привязки, по ним делается первичная вырисовка. Если изображение небольших размеров, то эскиз переносится методом перекалывания: бумага прикладывается к поверхности стены, метки делаются острым кончиком карандаша.

При переносе эскиза на стену следует точно соблюдать пропорции

При переносе эскиза на стену следует точно соблюдать пропорции

Шаг 3. Консервация рисунка. После переноса делается так называемый процесс консервации состояния поверхности стены. Фреска полностью закрывается тонкой технической пленкой, она отлично приклеивается к свежей побелке. Воздушные пузырьки удаляются губкой или валиками, за счет чего обеспечивается плотное примыкание. Такой метод позволяет поддерживать штукатурку сырой длительный период времени, а для рисования открывать только те участки, которые можно относительно быстро завершить. Конечно, при этом принимается во внимание особенности композиции, работать необходимо над целым образом, а не его частями.

Часть стены закрывают пленкой, чтобы штукатурка не высохла

Часть стены закрывают пленкой, чтобы штукатурка не высохла

Шаг 4. Мастер определяет, какой кусок картины он может нарисовать за день и освобождает от консервации соответствующую площадь стены. Пленка вырезается острым лезвием очень аккуратно, на стене не должны оставляться следы. Поверхность под пленкой постоянно сырая, но не настолько влажная, чтобы это мешало нанесению краски. Определить готовность стены к работе может только опытный живописец.

Для прорисовки очередного фрагмента часть пленки аккуратно удаляют

Для прорисовки очередного фрагмента часть пленки аккуратно удаляют

Практический совет. Если по каким-либо причинам влажность недостаточна, то ее необходимо увлажнить пульверизатором и побелить белилами. Они прозрачные, контур хорошо просвечивается.

По ходу работы рисунок может немного изменяться и корректироваться. Процесс написания надо делать довольно быстро, кисти должны быть мягкими и не оставлять следов на стене. Консистенция краски зависит от стиля фрески. В одних случаях она пастообразная, а в других жидкая и наносится в три-четыре слоя. Общая толщина может достигать нескольких миллиметров.

Краски для росписи по сырой штукатурке

Краски для росписи по сырой штукатурке

На сырой стене краски отлично соединяются, а кальций при выходе наружу из извести покрывает их защитной пленкой. Российские традиции написания фресок предусматривают использование густых красителей, утверждения о том, что рисунки тонкие и полупрозрачные, являются заблуждением. Метод работы выбирается живописцем, он принимает решение по ходу работы. Рисование фресок имеет свои требования и правила, мастер много лет изучает их и только после этого имеет право заниматься такими работами. Не стоит надеяться, что вам с первого раза удастся создать настоящий рисунок по сырой стене. Мастерству подмастерья у опытных художников учатся длительный период времени.

Видео — Живопись по сырой штукатурке

Живопись по сырой штукатурке

Живопись по сырой штукатурке – самый дорогой метод отделки помещений, и теперь у вас есть понимание технологии процесса. Такие работы могут делать только профессиональные художники, самостоятельно можно наносить лишь самые простые композиции и по упрощенной технологии. Разрисованные стены требуют эксклюзивного дизайна помещений, оно должно напоминать старинные здания. Желательно делать все оконные и дверные проемы арочного типа. На страницах нашего сайта есть подробная статья по технологии изготовления арок из гипсокартона, рекомендуем ознакомиться с ее содержанием.

История и технология живописи по сырой штукатурке

Живопись по сырой штукатурке схожа с движением улитки. Улитка увлажняет поверхность на пути, чтобы облегчить себе движение. Кисть художника, движущаяся по влажной штукатурке, оставляет красочный мазок, сохнущий дольше, чем след улитки на подсыхающей после дождя почве.

Живопись на штукатурке

Немного истории

Роспись красками стен, выполняемая по сырой штукатурке, называется «свежей», а по-итальянски – fresco. История развития фрески длилась не один век. Начиналась роспись «по-свежему» ещё древними римлянами с создания красящих веществ на извести.

Найденные в Помпеи росписи были сделаны, скорее, по высохшей увлажнённой штукатурке (секко) составами, содержащими небольшое количество извести, покрытыми сверху веществами, содержащими темперу или воск. Сохранились фресковые изображения, украшавшие романские храмы 11-12 веков. В 14 веке (после длительного забвения) снова распространилась роспись по сухой штукатурке.

Лишь в 16 веке во времена ренессанса появилась полноценная роспись стен по сырым штукатуркам или buon fresco, когда краски на известковой основе наносят на свежеуложенную штукатурку.

фреска из Помпеи

Микеланджело говорил, что фреска – мужественное искусство, поскольку труд художника, пишущего фрески, требует точной смелой руки, способности одним взмахом нанести мазок, не требующий правок, тяжёл физически, требует работать длительное время с большой скоростью. Поэтому не каждый художник был способен работать в технике фрески, а мастерство проверялось фресковым испытанием.

Заслугу создания техники фресок заслуженно отдают итальянским мастерам. Именно итальянские художники приглашались в другие страны мира расписывать храмы, соборы, дворцы и иные величественные постройки.

Техника требовала наложения не менее 5 слоёв, специальной подготовки извести, растворов, красок, точного следования каждому пункту технологии, большой затраты времени. За 16-часовой день художник мог максимум оформить 1.6 м2, причём, каждый день с неокрашенных участков требовалось удалять слой свежеуложенной штукатурки, а на следующий день накладывать его снова. Обучались технике много лет.

С появлением обоев, распространением клеевых красок, изменением вкусов, стремлением ускорить отделочный процесс востребованность мастеров фрески быстро упала. Нынче настоящим искусством живописи водяными красками по сырой штукатурке владеют немногие мастера-реставраторы и малая часть художников, занимающихся отделкой на заказ.

buon fresco

Среди мастеров распространена модифицированная технология, позволяющая уменьшить затраты времени, использовать частично современные материалы, приёмы. Есть методы имитации фрески.

Техника стенной росписи и росписи водяными красками по сырой штукатурке

Итак, прослежено три этапа развития одной из техник стенных росписей:

  • на сухой стене (tempora) красками, содержащими известь;
  • водными красящими составами с добавлением извести после того, как штукатурка высохла, а затем повторно обработана (secco или альсекко), либо по фресковому подмалёвку темперными;
  • известковыми красками на влажной, свежеуложенной штукатурке (fresco, as fresco, buon fresco).

Каждая из техник настенной живописи имеет вариации и применяется современными художниками.

роспись стен

Техника росписи по свежему составу включает ряд последовательных операций, большинство из которых выполняется в последовательности:

  • подготовка стены;
  • приготовление нескольких растворов;
  • последовательное нанесение каждого раствора;
  • приготовление красок;
  • создание эскиза, нанесение на верхний слой штукатурки;
  • герметичное закрытие стены плёнкой;
  • живопись по сырой штукатурке (прямой и обратный порядок);
  • сушка.

Подготовка поверхности стены

Данная техника настенной росписи применима не ко всем стеновым материалам. Например, для газоблоков или других слабых материалов фреску не применяют по нескольким причинам:

  • блоки слабы, не выдерживают веса штукатурного покрытия;
  • велика способность газобетона отбирать влагу у раствора;
  • при нарушении целостности стены гибнет драгоценный труд художника.

стены

Для настоящей фрески возможны три основы:

  • кирпичная кладка;
  • блоки песчаника;
  • блоки железняка (камень) считаются лучшим стеновым материалом для фресковой росписи.

Однако современные мастера выполняют фресковые работы и по бетонным стенам.

Подготовка кирпичной стены заключается в:

  • удалении цементной или негодной гипсовой штукатурки;
  • очищении от пятен;
  • углублении межкирпичных швов на 2-3 см;
  • нанесении изоляционно-адгезивного покрытия;
  • полноценной просушке.

Подготовка кирпичной стены

Цементные штукатурки под фресковую живопись не пригодны.

Раньше изолировали основание (необходимо для профилактики проникновения воды из материала стены) так:

  • участок стены площадью ½ кв. метра прогревали широким бензиновым или керосиновым пламенем;
  • поверхностно нагретое место быстро промазывали разогретой смесью асфальта с каменноугольным дёгтем (1:3);
  • обжигали один раз лампой (нагретая смесь впитывалась в кирпич);
  • насыпанный на дощечку «острый» (неокатанный) песок переносили на тёплую дегтярную массу, к которой приклеивались песчинки;
  • обрабатывали следующий участок.

Так возрастала адгезивность стены, выполнялась гидроизоляция. Однако такое покрытие нужно только если стена плохо изолирована, и по ней от грунта поднимается вода.

По современным требованиям перепад высот поверхности стены не должен быть не более 1 см. Поэтому выступы срубают. Кирпич обрабатывают металлическими щётками, чтобы получить шершавую поверхность. Гладкий кирпич покрывают насечками. Удаляют пыль.

Ещё одним старинным способом фиксации штукатурки на основании было вбивание оцинкованных крюков или гвоздей с крупными головками (опять же, требуется изоляция металла от штукатурки). За эти изделия держался пласт штукатурки, достигавший 2-4 см. Ныне используют стекловолоконные сетки.

Подготовка специального штукатурного раствора

Для fresco применяют только выдержанную несколько лет гашёную известь. В некоторых случаях даже приобретают австрийскую извёстку десятилетнего гашения. Для домашнего применения используют материал трёхлетней выдержки. Проще купить готовую пушёнку, но высококачественную. Её замешивают в тесто, выдерживая не менее 2 недель. Примесь мела в извёстке недопустима.

пушонка известь

В сетях часто рекомендуют использовать чистый (промытый, без включения глины или ила) речной песок. В старину же подчёркивалась необходимость применения песка остроугольного, а не окатанного. К чистоте были такие же требования. «Острый» песок позволяет получить покрытие прочнее, чем раствор с окатанными песчинками. Понадобится песок нескольких фракций:

  • для нижележащих слоёв – крупнее;
  • для вышележащих – мельче;
  • самый тонкий песок нужен для верхнего слоя.

Изучение тирольских фресковых покрытий показало, что доломитовый песок придаёт наивысшую прочность известковой штукатурке.

доломитовый песок

В качестве наполнителя хорошо удерживает в растворе влагу кирпичный порошок. Им лучше заменить песок штукатурной массы для верхнего слоя. Мелкие кусочки кирпича и порошок, вносимые в раствор, продлевают время жизни штукатурного раствора, что важно для живописца.

  • тесто для нижележащих слоёв – 1:4;
  • масса для верхних слоёв – 1:2.5.

В качестве армонаполнителя в старину добавляли рубленную пеньку, которая хорошо удерживала влагу. Такой наполнитель использовали только для нижних слоёв. Читайте нашу подробную статью о песке для штукатурки.

Особенности оштукатуривания

В эпоху возрождения и позже оштукатуривали в два слоя:

  • нижний – раствором с крупным песком, которому (раствору) давали просохнуть;
  • верхний – раствором с тонкозёрным песком/кирпичным порошком, который обновляли ежедневно (ту часть его, которую не успевали нанести рисунок).

Сейчас известковый состав наносят в 2-3 слоя, первый – на хорошо увлажнённый кирпич. Общая толщина штукатурного пласта – 3 см. Последний слой (тот, который расписывают) – не толще 4 мм. Промежуточные слои, кроме предпоследнего, не разравнивают, чтобы обеспечить прочное сцепление.

известковый состав

Краски для росписи

Пригодны для живописи по сырой штукатурке краски, разведенные на воде. Это могут быть традиционные минеральные красители, которые не обесцвечиваются при контакте с известковой штукатуркой (стойкие к щелочам), либо современные клеевые, водяные или акриловые, даже флюоресцентные. Заслуженно почитаемы мастерами такие красители как: жёлтая охра, смальта, синяя лазурь, умбра и другие, с помощью которых создаётся многоцветная картина.

краски для рисования по штукатурке

Для фресок в качестве белил применяют издавна известь, гашённую не менее 3 лет. Её заливают водой и выдерживают несколько недель для устранения едкости (не всей). Ежедневно сливают настоявшуюся жидкость, заменяя чистой. Далее перекладывают в глазурованный горшок, помещают в печь, дают закипеть, охлаждают. Слив лишнюю воду, готовят шарики и сушат. После чего известь можно растирать и использовать в качестве водяной краски.

Для красок разных оттенков используют небольшие ёмкости, например, годятся баночки из-под детского питания.

Краски, нанесённые на стену, поначалу выглядят яркими, насыщенными. Но, высыхая, теряют яркость, светлеют. Чтобы иметь представление, какой будет цвет на фреске, в старину использовали камень умбры, моментально впитывающий воду. Краска быстро высыхала и обретала оттенок, близкий к фресковому. Нынче для получения представления делают пробное окрашивание.

Также используют краски, которые называют темперными или темперой. В них связующим веществом служит желток яйца. Темперу применяют для подмалёвки и ретуширования.

Подготовка и нанесение эскиза

Живопись по сырой штукатурке невозможна без нанесения эскиза рисунка на стену. Для перенесения небольшого рисунка применяют клеточный способ. Для больших фресковых «полотен» изобрели «картонный» метод. Эскиз рисовали на картоне в масштабе 1 к 1. Картон прикладывали к стене и видели, как будет смотреться фреска.

Делали «привязку» картона к стене (через отверстия размером с орех) припорашивали оштукатуренную поверхность в нескольких местах для каждого участка. Затем картон разрезали. Вдоль линий рисунка делали отверстия для припорашивания угольной пылью или проколов иглой.

Приложив картонный фрагмент на стену (совместив с метками), переносили линии эскиза на расписываемый участок. Нынче можно воспользоваться плотной бумагой или трафаретом.

Читайте также:  Обзор самых неприхотливых и долгоцветущих многолетников для сада и дачи

эскиз на стене

Некоторые художники картон расписывали красками. Это давало возможность сравнить свежую роспись с эскизом и вовремя внести правки. Картоны знаменитых художников хранятся в музеях.

Консервация

После разравнивания верхнего чернового слоя штукатурки всю поверхность стены герметично закрывают тонкой плёнкой так, чтобы под ней не оставался воздух. Воздух аккуратно выгоняют из-под плёнки, проглаживая её губкой, либо прокатывая валиком. Перед расписыванием вырезают кусок плёнки, обнажая участок не более 1 кв.м. Тем самым в штукатурке сохраняют необходимую воду все дни, необходимые для полного написания фрески.

Рисование картины

Техника росписи по сырой штукатурке бывает различна. Кто-то из мастеров начинает с тёмных участков, постепенно сходя к светлым. Кто-то, как в акварели, начинает с нанесения светлых мазков, постепенно переходя к плотным тёмным. Для письма используют мягкие кисточки, не нарушающие сырой плёнки, образующейся на поверхности штукатурного свежего покрытия.

Художник работает участками. Срезает только тот участок консервирующей пленки, который сможет нарисовать за смену.

Консистенция наносимой краски также различна – от жидкой до подобной пасте. Нанесение краски может быть многослойным (зависит от замысла художника). Одна особенность – краску нанесённую удалить не получится. Вода из краски впитывается покрытием, взамен выступает содержащийся в извести раствора кальций, защищая плёнкой мазки.

Применение в современных интерьерах фресок

Применяя технику живописи по сырой штукатурке водяными красками, расписывают большие помещения. Такая роспись красиво смотрится на расстоянии.

фреска в современном интерьере

Для домашних интерьеров фреска ничуть не хуже, только нужно соответствие размера и сюжета картины, написанной водяными красками пространству помещения, его размерам. Также учитывайте то, что зритель будет находиться близко от росписи, что изменяет визуальное восприятие.

Уникальная техника фресок альсекко

Упомянутая выше техника росписи по сухому штукатурному слою требует применения красок на основе сырых яиц, воды и клея. Такое изображение стойко к воде, поэтому может использоваться для фасадов. Альсекко всё чаще украшает беседки, заборы, подпорные стенки.

тайная вечеря фреска

Техника проще в применении, позволяет новичкам не торопиться, уделяя время и внимание деталям. Краски наносят на уже высохшую штукатурную подложку, которую перед расписыванием смачивают. Краски не впитываются в отвердевший штукатурный слой в сырую штукатурку, потому их можно смыть, внося правки.

Настенная живопись по сырой штукатурке — всякий раз уникальное творение. Сложность исполнения, необходимость владения техникой, особые материалы – всё это сказывается на цене. Подобная выполненная работа должна жить долго. Этому условию способствуют меры, принимаемые мастерами на каждом этапе изготовления.

Стенная живопись по штукатурке, рисование на сырой и сухой поверхности

Нанесение живописного изображения на оштукатуренную стену применяется с древних времен. Во многих странах так расписывали древние храмы, общественные, жилые здания. И вообще, человек на стенах писал картины со времен первобытных пещер.

рисунок на стене со штукатуркой в комнате

На долгое время этот вид отделки, украшения стен был забыт.

Заметка: Живопись водяными красками по сырой штукатурке называется Фреской, так же по-другому её называют – Альфреско.

Однако, именно в современных интерьерах фрески выглядят необычно, изысканно.
Мастер или художник должен хорошо разбираться в особенностях письма на штукатурке. Ведь это живой материал, который с разной интенсивностью может впитывать разные составы.
И чтобы при высыхании колеров изображение не деформировалось, не побледнело, надо умело подобрать и приготовить краски, а также, стену.

живопись по штукатурке на кухне

В наши дни мастера – отделочники используют разнообразные техники украшения интерьера помещений. Они добиваются оригинальности каждого дизайнерского проекта, изобретают новые материалы и способы их использования. Все для того, чтобы каждый дом, каждая комната имела свой стиль. Заказчики хотят видеть свой дом красивым, необычным, уютным.
Каждый человек хоть раз бывал в церкви и видел на стенах старинные фрески. Эти живописные картины, сделанные много веков назад, сохраняют яркость изображения. Они завораживают своими сюжетами, прозрачностью колорита красок, легкостью фактуры. Такие фрески придают интерьеру воздушность.
Эта техника живописи по штукатурке известна со времен Древнего Рима. Фресками украшали не только храмы, но и потолки и стены дворцов. В зависимости от вида обработки стен можно выделить два способа исполнения картин – по сухой стене и по сырой.

Техника настенной живописи красками по сухой штукатурке.

стенная живопись по сухой штукатурке

Настенная живопись по сухой штукатурке называется Альсекко. Используют краски, замешанные на сырых яйцах, на клеевой основе, на воде. Роспись по сухой штукатурке более устойчива к загрязненному воздуху, сырости. Таким образом можно расписывать стены зданий со стороны улицы.

Техника настенной живописи красками по высохшей штукатурке появилась позднее фресок. По сравнению с легкими полупрозрачными фресками, живопись по высохшей штукатурке выглядят ярко, красочно, не теряет первоначального вида долгое время.

Стенная живопись по сухой штукатурке осуществляется художниками. Поэтому фасад дома с такой отделкой или интерьер комнаты выглядит изысканно и шикарно.

Чем уникальна техника альсекко.


В последнее время стенная живопись по сухой штукатурке стала украшать многие здания, появились мастера, которые владеют идеально особенностями этой работы. В отличии от фрески, нанесение изображения на сухую стену не требует быстроты работы, так как художник не связан с процессом высыхания стены. Ведь фреску надо наносить на сырую поверхность, а значит надо успеть закончить картину до высыхания поверхности.
Рисовать на сухой стене удобнее. Может работать один художник или группа.
Эта техника живописи зародилась в Европе средних веков и применяется до сих пор. Чем же привлекают такие картины?

  • Краски составляются на основе природных материалов: вода, известь. Ими можно расписывать стены даже в детской. Они абсолютно безопасны для здоровья.
  • Долговечность. Цвета на натуральных ингредиентах хорошо держатся на штукатурке, не осыпаются, не бледнеют.
  • Тщательно прописываются все детали картины.
  • Стойкие составы не боятся воздействия природных факторов, резкой смены температуры воздуха. Техника альсекко применяется для украшения оштукатуренных наружных стен и фасадов зданий, росписи глухих стен и капитальных кирпичных заборов.

Важно заметить! В этой технике вполне гармонично будут смотреться картины на любые сюжеты, выполненные разными художественными стилями.

Техникой настенной живописи красками по высохшей штукатурке должен хорошо владеть человек, который подходит к делу с душой и имеет художественное видение.

Недостатки росписи стенной живописи по сухой штукатурке.

кисти и краски для штукатурке

Сложность и ответственность работы предполагает ее выполнение настоящим мастером – художником. Такая работа уникальна, эксклюзивна, точно повторить ее нельзя. Поэтому стоимость отделки будет выше трафаретных изображений. Выполнение работ займет много времени. Поэтому на быстрое завершение оформления помещения стенной живописью по сухой штукатурке рассчитывать не приходится. Чтобы художник работал спокойно, без спешки, обговорите с ним заранее, на какой срок вам ориентироваться.
Функциональность помещения может меняться. Поэтому такие дорогостоящие оформительские проекты должны украшать кабинеты, гостиные, библиотеки

Совет! Выбирайте сюжет для картины обдуманно, рассчитывайте, что картина наносится на длительный срок, чтобы через 2-3 года вам не пришлось заделывать ее, тратиться на новую картину.

Как подготовить поверхность стены к работе художника.

Если хотите получить идеальный рисунок на стене, качественно ее подготовьте. Стену надо очистить от старой краски или обоев. Следы от дюбелей или другие дефекты тщательно заделайте шпатлевкой. После этого покройте поверхность грунтовкой и заштукатурьте заново. Добейтесь абсолютно ровной поверхности. Как только она высохнет, прогрунтуйте ее еще раз и дайте высохнуть. Место для шедевра готово!
Тонкости работы по сухой штукатурке заключаются в том, что материал наносится несколькими слоями. Каждый следующий слой накладывают на высохший предыдущий.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками.


Наибольшего расцвета техника фрески или настенная живопись по сырой штукатурке водяными красками получила в эпоху Возрождения Италии. Сначала на сырую штукатурку накладываются светлые тона. Затем последующие более темные и насыщенные слои наносятся поочередно.

Штукатурка под живопись по сырой штукатурке готовится особым способом. В состав ее входит кирпичная крошка, которая долго держит воду и не высыхает. Другим основным компонентом является известь. Берут самую качественную известь, гасят до полного прекращения процесса большим количеством воды.

Чтобы поверхность стены не трескалась, в штукатурку добавляют льняные нити и измельченную пеньку. Они связывают штукатурный раствор.

Стену готовят следующим образом. Создают неровности, углубления для лучшей адгезии раствора со стеной. Старое покрытие и грязь надо обязательно счистить. Поверхность постоянно увлажняется, а раствор наносится минимум тремя слоями.

Технология живописи по сырой штукатурке водяными красками.

нанесение контуров под рисунок на штукатурке

Сначала художник создает на бумаге рисунок в натуральную величину. Он разрезается на отдельные фрагменты. Части рисунка прикладывают к поверхности стены или потолка и обводят по контуру.

Основной фон обычно отбеливают известью. Затем каждый обведенный сегмент заполняют цветом. Фреска должна быть написана быстро. Это требует от художника точности мазка.

Чтобы не тратить драгоценное время, пока не высохла штукатурка, мастер должен работать оперативно. Для этого заранее изготавливается рисунок в цвете. Затем наносятся тона и границы цвета. Каждый участок прописывается тенями.

Помните! У красок для фресок есть особенность – замешанные на извести, они при высыхании светлеют.

Мастеру придется приноровиться к характеру поверхности. Если под финишной штукатуркой поверхность мало впитывает воду, то высыхание фрески будет медленным. Если внизу кирпичная кладка, которая вбирает воду, то процесс ускорится.

Если штукатурка нанесена 4-7 слоев, сохнуть поверхность будет дольше. Причем, каждый следующий слой должен быть тоньше предыдущего. Если поверхность высыхает, плохо впитывает краску, этот участок срезают, на это место наносят новый состав. Главное, чтобы при этом незаметен был шов.

Применение в современных интерьерах фресок.

Прошло время бумажных фотообоев. Но картины природы, цветочные композиции так хочется иметь в своей квартире или доме. Живопись на штукатурке – долговечный, оригинальный способ воплотить мечты в жизнь. Выполненные художником по вашему индивидуальному проекту, они будут радовать глаз долгие годы.

Живопись по сырой штукатурке водяными красками

Техника живописи

Живопись по сырой штукатурке называется фреской. Слово это происходит от итальянского fresco — «свежий». На сегодняшний день это не самая популярная идея в оформлении интерьеров, куда чаще используется роспись по сухой стене. Сухая роспись позволяет работать без жестких временных рамок, нетребовательна к основанию и главное — может быть выполнена человеком, не обладающим квалификацией художника, по шаблонам. С фреской этот номер не пройдет.

Немного истории

Как наносят рисунок на стены

Искусство росписи по сырой штукатурке зародилось в античном Средиземноморье. Популярностью своей этот метод был обязан дешевым краскам, которые изготавливались из местного минерального сырья и разводились водой. В Риме фресковая живопись украшала дома богатых людей и общественные здания, примеры таких работ можно увидеть в Помпеях и Геркулануме, где живопись хорошо сохранилась благодаря стоящему рядом Везувию: города были засыпаны пеплом в начале нашей эры.

Свое развитие фреска получила в Средние века, где она стала непременным атрибутом храмов. Особенно славились итальянские мастера, у которых фреска была признаком высшего пилотажа художника. Услуги по фресковой живописи пользовались заслуженным спросом: такая роспись была практически вечной, ведь краска впитывалась в штукатурку и схватывалась вместе с ней. При высыхании она несколько блекла, но это компенсировалось главным назначением фрески: она делалась в больших интерьерах, где впечатление от живописи получалось на некотором расстоянии от него.

Живопись по сырой штукатурке господствовала в храмах вплоть до XVIII века, постепенно вытесняясь другими формами оформления интерьера.

Суть процесса

Как производится живопись

Известковая штукатурка, состоящая из гашеной извести и песка, наносится на стенку в несколько слоев, верхний из которых и покрывается живописью. Краски для фрески водорастворимые, готовятся на известковой, казеиновой или силикатной основе. При нанесении на сырую штукатурку они впитываются в нее и по мере схватывания раствора так в нем и остаются, окрашивая карбонат кальция. С точки зрения химии этот процесс выглядит так:

Са (ОН)2 + СО2 = СаСO3 + Н2О,

где Са (ОН)2 — гашеная известь (гидроксид кальция), СО2 — углекислый газ.

Полученная таким образом картина является неотъемлемой частью стены, и смыть ее не получится. Можно лишь закрасить или сбить штукатурку совсем.

Нужна ли фреска в квартире

Как работать на сырой штукатурке

Фреска является одним из видов монументальной живописи. В отличие от станковой, когда картину вы можете снять и перевесить в другое место, со стенной росписью так не получится.

Изначально любое монументальное искусство было рассчитано на то, что оно является не самостоятельным произведением, а частью всего комплекса. Может быть, это будет грубо сказано по отношению к работе художника, но фреска в квартире станет альтернативой окраске или обоям, только с более высокой стоимостью.

Перед тем как решиться на такое украшение вашей стены (или потолка, если высота позволяет), продумайте композицию, которую вы там разместите. Лучше даже проконсультироваться по этому поводу со специалистом. Дело в том, что понравившаяся вам картинка может совершенно не вписываться в ваш интерьер. То, что хорошо смотрится под куполом собора, совершенно не подойдет для декорирования стены в хрущевке.

Еще один важный момент, о котором хочется предупредить — это квалификация. Чаще всего современные художники не обладают навыками штукатурных работ, а у штукатуров совсем плохо с художественными талантами. Мастера Средневековья владели и тем, и другим, им было проще. У вас есть два выхода из создавшегося положения:

  1. Нанять художника и работать в паре, освоив штукатурные работы.
  2. Попробовать все сделать самостоятельно.

Одно важное предупреждение: если у вас нет никаких знаний о свойствах красок, композиции, светотени, и вообще художественных навыков, не стоит начинать учиться на фреске. Поверьте, это не тот случай. Вы будете загнаны в узкие рамки схватывания слоя штукатурки и, скорее всего, испортите и стену, и материал. Оценивайте свои возможности реально.

Материалы и технология штукатурных работ

Какими инструментами пользоваться

Живопись по сырой штукатурке водяными красками состоит из двух этапов — штукатурных работ и росписи. Причем оба этих процесса накладываются друг на друга. Поэтому каждый этап рассмотрим подробно.

Фреска выполняется по самому распространенному в советское время штукатурному покрытию — известково-песчаному раствору.

Этот раствор разводится в пропорции 1:4, где 1 — это гашеная известь, а 4 — песок. Финишные слои разводятся в пропорции 1:2,5, и вместо песка желательно использовать порошок из тертого кирпича.

В продаже известь бывает в виде известкового теста, порошка негашеной извести и порошка-пушонки (гашеной). Дешевая известь производится из отходов производства и является тощей: содержание оксида кальция в ней меньше, и гасится она медленно; иногда гашение занимает год. Использование низкокачественной извести под фреску не рекомендуется. Из-за медленного гашения и множества примесей она будет давать высол, из-за которого может отстать от стены и образовывать некрасивые потеки на поверхности штукатурного слоя, а то и вовсе расслаиваться.

Раньше художники известь тщательно промывали и перемешивали, добиваясь полного гашения. Сейчас есть возможность приобрести чистую известь и погасить ее дома, а если нет для этого места — купить пушонку.

Песок для раствора должен быть чистым. Оптимальный вариант — это речной песок. Песок лучше просеять через мелкое сито: в отличие от кладочных растворов, штукатурные любят мелкий песок, растворы на нем более пластичные. Если вам жалко времени, то сделайте просев хотя бы на верхние слои.

Этапы работы

Оштукатуривание стен производится в три этапа:

Как работать на сырой штукатурке

Это как минимум три слоя. Максимальное число может достигать семи, и для известковых растворов это важно. При нанесении слоя более 1 см такая штукатурка имеет свойство трескаться, поэтому заранее оцените кривизну вашей стены, может быть, понадобятся дополнительные наметы.

Самым лучшим основанием для известковых растворов является кирпичная стена, чуть хуже — бетонная. Если ваша стена оклеена обоями, то их необходимо снять, равно как и нижележащие слои старой штукатурки, особенно если она плохо держится. Кривую стену необходимо армировать. Для этой цели может подойти штукатурная сетка, причем под фреску лучше использовать изделия из полимерных материалов. Раньше мастера в нижние слои замешивали солому, в верхние — льняное волокно. Сейчас в них нет необходимости, но укрепление излишне толстого слоя будет нужно обязательно.

К стене крепятся временные маячки, которые служат для выравнивания первого слоя. Набрызг можно производить мастерком или с насоса (в промышленных объемах пользуются именно им). Излишки снимаются при помощи правила. Если набрызг получается толстым, имеет смысл растянуть его на 2—3 раза, так вы избежите трещин. Сетку в таком случае лучше ставить именно в этот слой, предварительно вытащив маячки.

Читайте также:  Отзывы о инсталляциях для унитазов, биде и умывальников, рейтинг, оценки и мнения пользователей

Когда набрызг частично схватится, можно приступать к грунтованию. Для этого нужен более густой раствор, который наносится на стену мастерком и перетирается полутерком. Излишки снимаются правилом. При этом важно контролировать качество работ уровнем и тем же правилом — именно на этом этапе завершается геометрическое выравнивание стены.

Раствор для укрывного слоя делается более жидким, в качестве заполнителя используется мелкий песок или тертый кирпич. Последний предпочтительнее, поскольку хорошо задерживает влагу, необходимую для полноценного схватывания раствора. Слой укрывки невелик, не более 2—5 мм, и наносится он при помощи терки.

Важно: за один прием для фресковой живописи наносится столько укрывки, сколько вы в состоянии покрыть фреской. Поэтому производительность труда лучше определить заранее. Опытный мастер в день расписывает 6—9 квадратных метров, но все зависит от выбранной композиции. Внимание к деталям резко снижает производительность.

Краски и их применение

Поскольку известковый раствор обладает щелочной реакцией, при замесе красок требуются щелочеустойчивые пигменты. К таким пигментам относятся:

Рисунки на стенах

На сегодня таких пигментов намного больше, но при покупке всегда учитывайте два фактора — растворимость в воде и устойчивость к щелочам. Невнимание ко второму может обернуться как изменением цвета, так и полным обесцвечиванием. Если вы сомневаетесь в том, как поведет себя пигмент в дальнейшем, можно посоветовать испытать его. Для этого разведите его в том составе, которым планируете работать (вода и известь, вода, известь и казеин), и нанесите на предварительно заготовленный кусок штукатурки. Если вы новичок, следует сделать это со всеми пигментами.

Разводится краска негусто, при нанесении нужно пользоваться мягкой кистью.

Если вы расписываете стену впервые, имеет смысл заготовить шаблон на бумаге в натуральную величину. Его прикладывают к стене и иголкой протыкают контуры основных фигур, чтобы получить отпечаток на штукатурке. После этого контуры можно начать обводить. Лучше начинать со светлых слоев, переходя постепенно к более темным. Хорошо работает послойное нанесение, позволяя финишному цвету лучше проявить себя.

Светлые участки можно выбелить разведенной гашеной известью, и только потом наносить основные цвета.

По окончании рабочего дня не заполненную росписью штукатурку следует срезать наискось канцелярским ножом на толщину укрывного слоя, чтобы шов в последующем был незаметен.

Некоторые варианты красок

Варианты нанесения рисунка

Помимо простых водных и казеиновых растворов, существуют способы разведения красок на яйце и жидком стекле.

Краски, полученные смешиванием пигмента с яйцом, называют темперными. Они прекрасно подходят для известковых оснований, поскольку яичный белок альбумин реагирует с известью, в результате чего получается очень прочное вещество — кальция альбуминат.

Разводят темперные составы на квасе, пиве или вине, добавляя в них яичные составляющие и пигмент. Желток как основа имеет серьезный недостаток — высохшая краска, разведенная на желтке, теряет яркость. Положение может спасти покрытие, но при этом такая живопись перестает быть собственно фреской. Белок в этом отношении работает куда лучше.

Темперная живопись более плотная и лучше сохраняет тон.

Способы росписей на штукатурке

Для росписи наружных стен хорошо подходят краски на основе жидкого стекла. Они разводятся на палитре, а в качестве укрывного слоя под них лучше всего подойдет раствор 1:4, то есть 1 часть извести и 4 части трепела. Эта пористая горная порода очень хорошо впитывает краску. При контакте с известью жидкое стекло дает очень устойчивую и нерастворимую субстанцию намного прочнее фрески.

Если вы взвесили все за и против и решились на фреску в вашем доме, подойдите к процессу немного не так, как к станковой композиции. Хорошая фреска создает настроение на некотором расстоянии. Мелкие детали на ней прописать сложно, да и не нужно. Куда лучше будет уделить внимание контурам, цветам и светотени, ведь именно от них зависит, впишется ли фреска в интерьер вашего жилья.

Живопись по сырой штукатурке красками (делаем фреску)

Живопись по сырой штукатурке красками (делаем фреску)

Живопись по сырой штукатурке красками (делаем фреску)

Настенная живопись красками по сырой штукатурке называется фреской. Данное слово происходит от итальянского слова, которое переводится, как «свежий». На данный момент, это далеко не самая популярная идея для оформления интерьера, куда чаще применяется роспись по сухим стенам.

Сухой метод росписи дает возможность работать без жестких рамок во времени, нетребовательная к основанию, а самое главное – может быть сделана человеком, который не имеет квалификацию художника, по шаблонам. А вот с фресками такой подход не подойдет.

Искусство в виде росписи по сырой штукатурке появилось еще в античном Средиземноморье. Такой метод стал популярным за счет дешевых красок, которые делают из местного сырья минерального типа и разводится водой. В Риме живопись фрескового типа украшала дома богатых людей, а также общественные здания, и пример подобных работ можно увидеть в Геркулануме и Помпее, где живопись прекрасно сохранилась благодаря Везувию, который стоит рядом – города были засыпаны посредством пепла в самом начале нашей эры.

Общие сведения

Немного исторических фактов

Свое развитие фреска получилась еще в средние века, где она смогла стать непременным атрибутом храмов. Особенно прославились итальянские мастера, у которых фреска была признаком высшего пилотажа мастера. Услуги по фресковой живописи пользовались заслуженным спросом – подобная роспись была почти вечной, потому что краска впиталась в поверхность штукатурки и схватывалась вместе с ней. При просыхании она начинала немного блекнуть, но это компенсировалось главным назначением фрески – она была проведена в больших интерьерах, где впечатление от живописи получалась на определенном расстоянии от него. Живопись по сыром штукатурном слое господствовала в храмах вплоть до 18 века, и постепенно вытеснялась остальными видами оформления интерьера.

Суть процесса

Штукатурка известкового типа, состоящая из гашеной извести, а также песка, будет нанесена на поверхность стен в несколько слоев, верхний из которых и будет покрыт живописью. Краска для фресок водорастворимые, и их делают на казеиновой, известковой или даже силикатной основе. При нанесении на поверхность сырой штукатурки они начинают впитываться в нее и по мере схватывания раствора в нем остаются, окрашивая карбонат кальция. С точки зрения химии такой процесс будет выглядеть следующим методом:

Са (ОН)2 + СО2 = СаСO3 + Н2О

При этом Са(ОН)2 является гашеной известью (то есть гидроксидом кальция), а СО2 – углекислый газ. Полученная таким образом картина будет неотъемлемой частью стен, и смывать ее не получается. Можно только закрашивать или сбивать штукатурку в полной мере.

Требуется ли фреска в квартире?

Фреска может стать одним из видов монументальной живописи. В отличие от станковой, когда картину вы сможете снимать и переводить в иное место, а вот со стеновой росписью так не выйдет. Изначально все монументальное искусство было рассчитано на то, что оно является не самостоятельным произведением, а частью общего комплекса. Может быть, что это грубо сказано по отношению к работам художника, но фреска в квартире станет обоям или окрашиванию альтернативой, но лишь с более высокой ценой.

Перед тем, как решиться на подобное украшение ваших поверхностей стен (или потолка, если высота позволит), следует продумать композицию, которую вы тут разместите. Лучше постараться проконсультироваться по такому поводу со специалистом. Все дело в том, что понравившаяся вам картинка может и вовсе не вписываться в ваш интерьер. То, что прекрасно смотрится под куполом соборов, вовсе не подойдет для украшения стен в хрущевках. Еще один момент в живописи по сырой штукатурке, о котором важно предупредить – это квалификация. Чаще всего современные мастера-художники не имеют навыков штукатурных работ, а у самих мастеров часто плохи дела с художественными талантами. Мастера средних веков владели и первым, и вторым, и так им было проще.

У вас есть два выхода для создавшего положения:

  • Нанять художника и работать в паре, осваивая штукатурные работы.
  • Попробовать сделать все своими руками.

Есть и еще одно весьма важное предупреждение – если у вас нет особых знаний о свойствах лакокрасочных составов, световой тени, композиции, и в целом художественных навыков, не следует начинать учиться именно на фреске. Поверье, это совсем не тот случай. Вы будете загнаны в узкие рамы схватывания слоев штукатурки, и, скорее всего, испортите и стеновые поверхности, и материал. Следует оценивать свои возможности реально.

Подробности

Материалы и техника работ по оштукатуриванию

Живопись по штукатурке посредством водяных красок сделан из двух этапов – штукатурных работ, а еще росписи. При этом оба процесса будут накладываться друг на друга. По этой причине каждый этап следует рассматривать подробно. Фреска делается по самому популярному в советское время покрытию штукатурки – известково-песчаному раствору. Этот раствор будет разводиться в пропорциях 2 к 8, где 2 – это гашеная известь, а 8 это песок. Финишные слои разводит в пропорции 2 к 5, и вместо песка стоит применять порошок, сделанный из кирпичного порошка.

В продаже есть известь, которая бывает в виде известкового теста, а также порошка негашеной извести и порошка-пушонки (гашеной). Дешевая известь делается из отходов производства и тощая – содержание оксида кальция в ней куда меньше, и гасится она крайне медленно, а иногда гашение может занимать и вовсе год.

Применение извести низкого качества под фреску не рекомендуется. Из-за медленного гашения и большого количеств примесей она будет давать высол, из-за которого может отставать от стеновых поверхностей и образовывать некрасивые потеки на поверхностях слоя штукатурки, а то и вовсе начинает расслаиваться. Ранее художники старались тщательно перемолоть известь и перемешать, добиться идеального погашения. На данный момент есть возможность приобрести чистую известь и начать гасить ее дома, а если для этого нет места – приобрести пушонку. Песок для раствора обязательно должен быть чистым, без примесей. Оптимальным вариантом будет речной песок. Песок лучше просеивать через мелкое ситечко – в отличие от растворов кладки, штукатурные обожают мелкофракционный песок, и растворы на нем будут более пластичные. Если вам будет жалко времени, то стоит сделать просеивание хотя бы на верхних слоях.

Этапы выполнения работ

Процесс оштукатуривания выполняется в три этапа:

    Набрызг.
  • Грунтовка.
  • Укрывка.

Идет речь минимум о трех слоях. Максимальное число может достичь семи, и для известковых растворов крайне важно. При нанесении слоя больше 1 см такая штукатурка имеет свойство трескаться, и потому следует заранее оценивать кривизну ваших стен, и может быть, потребуются дополнительные наметы.

Самым лучшим основанием для растворов известкового типа является стена кирпичного типа, и немного хуже бетонная. Если ваши поверхности стен оклеены посредством обоев, то их следует снимать, равно как и слоя старого штукатурного типа, а особенно если она будет плохо держаться. Кривые стены следует армировать. Для этой цели может идеально подойти штукатурная сетка, и при этом под фреску лучше применять изделия, выполненные из полимерного материала. Ранее мастера в нижние слои замешивали солому, а в верхние льняные волокна. На данный момент в них нет необходимости, но укрепление очень толстого слоя будет крайне важно.

Для техники живописи по сырой штукатурке к стене следует прикрепить временные маячки, которые послужат для выравнивания первого слоя. Набрызг можно произвести посредством мастерка или с насоса (в промышленных объемах пользуются конкретно им). Излишки следует снять посредством правила. Если набрызг получается толстым, есть смысл растягивать его в два, а то и в три раза, и так вы сможете избежать трещин. Сетку в этом случае лучше поставить именно в этот слой, заранее вытаскивания маячки. Когда набрызг начнет частично схватываться, и можно приступить к грунтовке. Для этого требуется более густой раствор, который будет нанесен на поверхность стен при помощи мастерка и перетереть полутерком. Излишки уберите при помощи правила. При этом следует контролировать качество выполнения работ правилом или уровнем – именно на таком этапе завершается геометрическое выравнивание стен.

Раствор для слоя укрывного типа делают более жидким, и в роли заполнителя применяют мелкий песок или даже тертые кирпичи. Последний вариант предпочтительнее, потому что прекрасно задерживает влагу, которая так важная для полноценного схватывания раствора. Сам по себе слой небольшой, не более 0.2-0.5 см, и наносят его посредством терки.

Обратите внимание, что за один прием для фресковой живописи наносят столько укрывного слоя, сколько вы в состоянии покрывать фреской. По этой причине производительность труда лучше определять заранее. Опытный мастер в день будет расписывать от 6 до 9 квадратных метров, но это будет зависеть от подобранной композиции. Внимание к деталям резко уменьшает производительность.

Краска и их использование

Материалы и техника работ по оштукатуриванию

Так как известковый раствор имеет щелочную реакцию, при замешивании красок нужно пигменты, устойчивые к щелочам. К ним можно отнести следующее охру, киноварь, оксид хрома, ультрамарин, мумия, сажа, перекись марганца, железный сурик, лимонный, умбру, сиену, бордо, оранжевый и алый. На данный момент таких пигментов куда больше, но при покупке всегда следует учесть пару факторов – растворимость в воде и устойчивость к щелочным средствам. Невнимание к щелочам может обернуться и изменением цветов, и идеальным обесцвечиванием. Если вы сомневаетесь в том, как в дальнейшем будет вести себя пигмент, можно порекомендовать испытывать его. Для этого его важно развести в том составе, которым желаете работать (вода и известь, казеин и известь, вода), и нанесите на предварительно заготовленный штукатурный кусок. Если вы новичок, следует проделать это со всеми пигментами. Краску важно развести негусто, и при нанесении следует использовать мягкую кисточку.

Если вы будете расписывать стены в первый раз, есть смысл заготавливать шаблон на бумажной поверхности в натуральный размер. Его прикладывают к стенам и иголками протыкают контуры главных фигур, чтобы получать отпечаток на штукатурном слое. После этого контуры можно начать обводить, и лучше приступить к работам со светлых переходов, а после постепенно идти к черным. Прекрасным вариантом будет послойное нанесение, давая финишному цвету лучше проявлять себя. Светлые участки можно выбеливать разведенной известью гашеного типа, и лишь после приступать к нанесению основных цветов. В конце рабочего дня незаполненную росписью штукатурку нужно разрезать наискось посредством канцелярского ножа на толщину слоя укрывного типа, чтобы в дальнейшем слой был незаметным.

Некоторые варианты красок

Помимо обычных казеиновых и водных растворов, есть методы разведения лакокрасочных средств на жидком стекле и яйце. Краски, которые получены при смешивании пигмента и яйца, называют темперными. Они отлично подойдут для известковых оснований, потому что яичный белок альбумин будет реагировать с известью, и в результате получается весьма прочное вещество – альбуминат кальция. Разводят такие составы на пиве, квасе или даже вине, добавляя в них составляющие яиц и пигменты. Желток в качестве основы имеет один, но весьма существенный недостаток – просохшая краска, которая разведена на желтке, начинает терять яркость. Положение можно спасти посредством покрытия, но при этом такая живопись перестанет быть фреской, и белок в таком отношении действует намного лучше. темперная живопись куда плотнее и лучше сохраняет тон.

Для живописи по сырой штукатурке снаружи прекрасно подойдут краски на базе жидкого стекла. Их разводят на палитре, а в роли укрывного слоя под них идеально подойдет раствор 2 к 8, в котором 2 меры извести и 8 мер пепла. Это горная пористая порода прекрасно впитывает лакокрасочный составы, и при контакте с известью жидкое стекло даст более устойчивую, а еще нерастворимую субстанцию куда прочнее фрески. Если вы взвесили все плюсы и минусы, и решились на фреску в доме, то подойти к процессу следует не так, как к станковой композиции. Хорошие фрески будут создавать настроение на расстоянии, и мелкие детали на них расписывать сложно, да и не нужно. Куда лучше будет уделять внимание цветам, контурам, световым теням, потому что именно от них будет зависеть, впишется ли фреска в интерьер жилья или нет.

Ссылка на основную публикацию