Реставрация памятников и объектов культурного наследия, как бизнес. Узнайте, как избежать получения лицензии, но при этом не нарушить закон.

Парадоксы объектов культурного наследия: когда собственник не знает, чем владеет

Конфликты и судебные разбирательства, связанные со строительством на земельных участках, относящимся к охранным зонам памятников истории и культуры – не редкость. Однако далеко не всегда землевладельцы делают это умышленно. Некоторые из них, приобретая землю и начиная строительство, могут даже не знать о том, что их участок относится к особой территории и имеет обременение. Почему так происходит? Может ли покупатель или собственник земельного участка оградить себя от таких рисков? Получится ли выяснить это, получив выписки из ГКН и ЕГРП? Авторы статьи отвечают на эти и другие вопросы.

На протяжении уже нескольких лет возникают конфликты в связи со строительством землепользователями объектов недвижимого имущества в охранных зонах объектов культурного наследия. Некоторые из таких конфликтов получают широкое освещение в прессе, как, например, скандал со строительством в охранной зоне памятников культуры, расположенных в Московской области – Древнего города Радонеж в Загорском районе, музея-усадьбы «Архангельское» в Красногорском районе. Но большинство подобных конфликтов остается неизвестным широкой публике.

Причина нарушений далеко не всегда кроется в умысле. Часто собственники земельных участков, осуществляя строительство в охранных зонах объектов культурного наследия, даже не знают о каких-либо обременениях принадлежащих им участков. Нередко они узнают об этом только когда органы, уполномоченные в сфере охраны памятников культуры или органы местного самоуправления, обращаются в суды с исковыми заявлениями о сносе таких зданий как самовольных построек.

Одна из причин подобной неосведомленности заключается в том, что сведения об охранных зонах объектов культурного наследия не включены в государственный кадастр недвижимости (ГКН) и единый государственный реестр прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП). Принимая во внимание большое количество охранных зон, для справедливого разрешения возможных конфликтов между землепользователями и органом, уполномоченным в сфере охраны памятников истории и культуры, необходимо квалифицировать правовую природу охранной зоны объекта культурного наследия, а также определить момент наступления правовых последствий установления такой охранной зоны.

Узнать об охранной зоне по сведениям из ГКН и ЕГРП практически невозможно

Охранная зона – это территория, в пределах которой в целях обеспечения сохранности объекта культурного наследия в его историческом ландшафтном окружении устанавливается особый режим использования земель, ограничивающий хозяйственную деятельность и запрещающий строительство, за исключением применения специальных мер, направленных на сохранение и регенерацию историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия (п. 2 ст. 34 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов РФ» (далее – Закон о памятниках истории).

Действующее законодательство не содержит определения термина «регенерация» историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия, либо каких-либо критериев отнесения к такой регенерации нового строительства. По смыслу Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315) под регенерацией историко-градостроительной или природной среды объекта культурного наследия понимается ее восстановление. При этом правоприменительная практика складывается таким образом, что отнесение нового строительства к регенерации осуществляется органами государственной власти, местного самоуправления, уполномоченными в сфере охраны памятников истории и культуры.

По общему правилу собственник земельного участка вправе возводить на земельном участке жилые, производственные, культурно-бытовые и иные здания, строения, сооружения в соответствии с целевым назначением земельного участка и его разрешенным использованием с соблюдением требований градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов (п. 2 ч. 1 ст. 40 ЗК РФ). Однако установление режима охранной зоны в отношении земельного участка фактически лишает собственника права на осуществление строительства на таком земельном участке без получения дополнительного разрешения уполномоченного органа государственной власти либо местного самоуправления.

Земельный кодекс РФ (п. 1 ч. 2 ст. 56) признает установление в отношении земельного участка охранной зоны объекта культурного наследия обременением права собственника такого участка. В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Закон о регистрации) под ограничением (обременением) права понимается наличие установленных законом или уполномоченными органами в предусмотренном законом порядке условий, запрещений, стесняющих правообладателя при осуществлении права собственности либо иных вещных прав на конкретный объект недвижимого имущества (сервитута, ипотеки, доверительного управления, аренды, концессионного соглашения, ареста имущества и других). Таким образом, по своей правовой природе установление режима охранной зоны является ограничением прав собственника.

При рассмотрении споров важным является установление момента возникновения такого режима и сопутствующих ограничений. В соответствии с ч. 6 ст. 56 Земельного кодекса РФ (в редакции, действовавшей до внесения в ЗК РФ изменений Федеральным законом от 21.07.2011 № 257-ФЗ, далее – Закон № 257-ФЗ), ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Законом о регистрации. Согласно действующей в настоящее время редакции указанной нормы ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в случаях и в порядке, которые установлены федеральными законами. В соответствии с ч. 3 ст. 2 Закона о регистрации датой госрегистрации прав является день внесения записей о правах в ЕГРП. Соответственно, ограничения права собственности собственника земельного участка, связанные с установлением в отношении Земельного участка режима охранной зоны, могут возникнуть только после этого момента.

Госрегистрация ограничений (обременений) прав, установленных в соответствии с законодательством в публичных интересах органами государственной власти и органами местного самоуправления, осуществляется по инициативе указанных органов с обязательным уведомлением правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости (ч. 2 ст. 13 Закона о регистрации). Росреестр уведомляет правообладателя (правообладателей) объекта недвижимости в течение пяти рабочих дней со дня регистрации. Таким образом, до принятия Федерального закона от 21.07.2011 № 257-ФЗ ограничения права собственности собственника земельного участка, связанные с установлением режима охранной зоны в отношении такого земельного участка, возникали только после внесения сведений о соответствующих ограничениях в ЕГРП.

К сожалению, после принятия Федерального закона от 21.07.2011 № 257-ФЗ, ситуация вокруг установления ограничений прав собственников земельных участков в связи с распространением на такие земельные участки режима охранной зоны объекта культурного наследия стала более запутанной.

В соответствии с ч. 1 ст. 4 Закона о регистрации ограничения (обременения) прав на недвижимое имущество, возникающие на основании договора либо акта органа государственной власти или акта органа местного самоуправления, подлежат государственной регистрации в случаях, предусмотренных законом.

Границы зон охраны объекта культурного наследия (за исключением границ зон охраны особо ценных объектов культурного наследия народов РФ и объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия), режимы использования земель и градостроительные регламенты в границах данных зон утверждаются на основании проекта зон охраны объекта культурного наследия. В отношении объектов культурного наследия федерального значения это делает орган государственной власти субъекта РФ по согласованию с федеральным органом охраны объектов культурного наследия, а в отношении объектов культурного наследия регионального значения и объектов культурного наследия местного (муниципального) значения это происходит в порядке, установленном законами субъектов Российской Федерации (ч. 3 ст. 34 Закона о памятниках истории). При этом ни Закон о памятниках истории, ни иной федеральный закон не содержат требования о внесении сведений об установлении охранной зоны в ГКН и (или) в ЕГРП.

Покупатели и собственники могут неожиданно узнать о принадлежности участка к охранной зоне

Порядок разработки проектов зон охраны объекта культурного наследия, требования к режиму использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон установлен Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315, далее – Положение). Этот документ предусматривает, что сведения о наличии зон охраны объекта культурного наследия вносятся в установленном порядке в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (ЕГРОКН) и представляются в кадастровую палату (ФБГУ «ФКП Росреестра»). Ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, подлежат государственной регистрации (п. 18 Положения).

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на то, что указанная норма выходит за рамки отношений, регулируемых Положением. Оно устанавливает порядок разработки проектов зон охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (далее – объекты культурного наследия), а также требования к режимам использования земель и градостроительным регламентам в границах данных зон (п. 1.1. Положения, ч. 4 ст. 34 Закона о памятниках культуры). Границы охранной зоны устанавливаются нормативно-правовым актом уполномоченного органа власти, принимаемым на основании разработанного в соответствии с Положением проекта зон охраны объекта культурного наследия. Следовательно, установление в Положении требований к процедуре принятия такого акта и регистрации обременений, установленных таким актом, неправомерно.

В настоящее время существует конфликт правовых норм. Действующее положение ЗК РФ предусматривает, что обременение прав собственников земельных участков подлежит государственной регистрации в случаях, предусмотренных федеральными законами. Однако федеральные законы, регулирующие порядок установления охранных зон объектов культурного наследия, не содержат требования о регистрации обременений, возникающих в связи с установлением таких зон. При этом такое требование устанавливается подзаконным актом – постановлением Правительства РФ от 26.04.2008 № 315.

Таким образом, формально действующее законодательство не содержит обязанности регистрировать обременения прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких земельных участков режима охранной зоны объекта культурного наследия. Неясным остается также вопрос о действительности соответствующих обременений, установленных еще до принятия Федерального закона от 21.07.2011 № 257-ФЗ, но не прошедших государственную регистрацию в установленном порядке.

Правоприменительная практика, как правило, признает обременения прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких земельных участков режима охранной зоны возникшими с даты принятия нормативно-правового акта, утверждающего такие границы (например, апелляционное определение Московского областного суда по делу № 33-12985/2014, решение Щекинского районного суда Тульской области от 29.03.2013 по делу о признании возведенного строения самовольной постройкой и возложении обязанности снести ее.

Вместе с тем, по нашему мнению, госрегистрация обременений прав собственников земельных участков в связи с установлением в отношении таких участков режима охранной зоны является необходимым условием обеспечения прав таких собственников и поддержания нормального оборота земельных участков. Нередки случаи, когда устанавливаемые границы охранных зон объектов культурного наследия включают в себя целые поселения. При этом внесение в ЕГРП сведений о таких ограничениях является в настоящее время скорее исключением, а не правилом. Тем самым, лицо, приобретающее земельный участок, расположенный рядом с объектом культурного наследия несет риск невозможности застройки участка в связи с его нахождением в границах охранной зоны объекта культурного наследия. Более того, этот риск остается даже при отсутствии в ЕГРП сведений об обременениях участка.

Несмотря на то, что в соответствии с Положением «О Едином государственном реестре объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ», утвержденным Приказом Министерства культуры РФ от 03 октября 2011 г. № 954, сведения в том числе о наличии зон охраны объектов культурного наследия должны предоставляться по запросам физических и юридических лиц бесплатно, на практике очень немногие собственники земельных участков обращаются в Минкультуры России (как и в управления культуры соответствующих субъектов РФ или органы местного самоуправления) с подобными запросами при наличии правоустанавливающих документов на земельные участки, которые не содержат сведений о каких-либо обременениях таких участков.

На наш взгляд, норма, предусматривающая обязательность регистрации обременений в связи с установлением в отношении земельного участка режима охранной зоны, включена в Положение с целью ликвидации возникшего пробела законодательства. Но чтобы данное положение стало обязательным для исполнения, необходимо, чтобы такое правило появилось на уровне федерального закона.

В Госдуму внесен законопроект, который должен решить проблему

В настоящее время на рассмотрении Государственной Думы РФ находится законопроект № 642612-6 «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования государственного кадастрового учета объектов недвижимости» (внесен 06.11.2014), который предусматривает разработку специальных карт (планов) зон с особыми условиями использования территорий. Этот законопроект прямо не предусматривает перечень объектов и характер таких зон, однако он предполагает внесение изменений в Федеральный закон от 29.12.2004 № 191-ФЗ «О введении в действие Градостроительного кодекса Российской Федерации». Эти изменения должны включать в себя возможность внесения по инициативе собственника объекта, функционирование которого требует установления зон с особыми условиями использования территорий, сведений о таких зонах в ГКН.

Законопроект в его текущей редакции, по нашему мнению, не сможет в полной мере решить проблему внесения информации об обременениях прав на земельные участки в ГКН. Возможность внесения таких сведений в ГКН есть и при имеющемся регулировании данной проблемы. Вместе с тем, при должной переработке содержания проекта шанс на разрешение проблемы есть. В частности, речь идет о введении положений об обязанности собственника объекта недвижимости по внесению сведений о зонах с особыми условиями использования территорий в ГКН, установлении предельного срока для такого внесения, установления гарантии необязательности ограничений, вытекающих из установления такой зоны, для третьих лиц до внесения информации в ГКН. При указанных поправках законопроект может внести значительный вклад в обеспечение прав собственников и покупателей земельных участков, расположенных в охранных зонах объектов культурного наследия.

Читайте также:  От чего подключить вытяжку в ванной комнате?

Лицензия на ремонт объектов культурного наследия

Подборка наиболее важных документов по запросу Лицензия на ремонт объектов культурного наследия (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое).

Судебная практика: Лицензия на ремонт объектов культурного наследия

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 27.11.2020 по делу N А33-11449/2019
Требование: О взыскании задолженности по договору на оказание услуг и (или) выполнение работ по капитальному ремонту общего имущества МКД.
Решение: Требование удовлетворено. Довод ответчика о том, что выполнение работ по ремонту фасада здания, являющегося объектом культурного наследия регионального значения, осуществлено подрядчиком при отсутствии у последнего разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, правомерно отклонен судом первой инстанции, поскольку отсутствие лицензии у подрядчика в периоде выполнения работ и выполнение работ по ремонту фасада здания при отсутствии разрешения службы по государственной охране объектов культурного наследия само по себе не является безусловным основанием для отказа от оплаты фактически выполненных подрядчиком работ.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 03.07.2020 по делу N А33-13259/2019
Требование: О взыскании задолженности по договору подряда.
Решение: Требование удовлетворено. Отсутствие лицензии у подрядчика в периоде выполнения работ и выполнение работ по ремонту фасада здания при отсутствии разрешения службы по государственной охране объектов культурного наследия само по себе не является безусловным основанием для отказа от оплаты фактически выполненных подрядчиком работ.

Статьи, комментарии, ответы на вопросы: Лицензия на ремонт объектов культурного наследия

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Путеводитель по спорам в сфере закупок (44-ФЗ). Требование о наличии у участника закупки на строительство лицензии на выполнение работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств пожарной безопасности Обстоятельства дела: В конкурсной документации о проведении комплексного ремонта объекта культурного наследия установлено следующее требование. Помимо свидетельства СРО о допуске к работам по организации строительства, участники закупки должны иметь действующую лицензию на осуществление работ по монтажу, ремонту и обслуживанию средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений. Антимонопольный орган признал указанное требование неправомерным.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
“Меры административного принуждения, применяемые к юридическим лицам в связи с нарушениями лицензионных требований: монография”
(Джамирзе Б.Ю.)
(“Норма”, 2021) 3) виды деятельности, осуществлением которых возможно нанесение ущерба объектам, отнесенным к культурному наследию народов Российской Федерации. Многочисленные объекты, относящиеся к памятникам истории и культуры, являются уникальной ценностью для всего многонационального народа Российской Федерации и представляют собой неотъемлемую часть всемирного культурного наследия. В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия в интересах настоящего и будущего поколений, в связи с чем государственное управление охраной памятников истории и культуры отнесено к самым приоритетным задачам, выполняемым органами исполнительной власти. Поэтому большинство видов деятельности, связанных с памятниками истории и культуры (реставрация, ремонт и проч.), следует осуществлять только при наличии лицензии, а само лицензирование этих работ следует отнести к административно-правовым средствам охраны объектов культурного наследия. В частности, лицензированию подлежит деятельность по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (п. 48 ч. 1 ст. 12 указанного Закона);

Нормативные акты: Лицензия на ремонт объектов культурного наследия

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:
Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 13.08.2021 по делу N 44-3773/21
Нарушение: п. 2 ст. 42, ч. 1 ст. 64, ч. 1 ст. 23, ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.
Решение: Признать жалобу частично обоснованной; предписание не выдавать; передать материалы дела должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении. Учитывая изложенное, принимая во внимание позицию ФАС России, изложенную в письме от 11 июня 2019 г. N МЕ/48961/19, Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленное требование об одновременном наличие у участника закупки действующей лицензии на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, со следующими видами работ (определенные в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 19.04.2012 N 349 “О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации”): – Разработка проектной документации по ремонту и приспособлению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и наличие членства в саморегулируемой организации (далее – СРО) в области архитектурно-строительного проектирования нарушает требование ч. 6 ст. 31 Закона о контрактной системе.

Новая жизнь старых особняков: как предприниматели помогают реставрировать памятники архитектуры

Новая жизнь старых особняков: как предприниматели помогают реставрировать памятники архитектуры

Арендовать старинное здание по цене 1 рубль за 1 квадратный метр, организовать там офис, магазин, кафе или же сдать в субаренду возможно в Москве с 2012 года. Главное условие — не только бережное отношение к памятнику, но и реставрация помещения за свой счет под контролем специалистов Мосгорнаследия.

Комплексная программа реставрации памятников столичной архитектуры действует в Москве с 2011 года. За это время новую жизнь получили 1700 памятников, большую часть которых отреставрировали за счет городского и федерального бюджетов. Но и столичный бизнес тоже вносит свою лепту в процесс сохранения значимых объектов культурного наследия.

В 2012 году Правительство Москвы ввело программу льготной аренды «1 рубль за 1 квадратный метр». В соответствии с ней город предлагает в аренду на 49 лет памятники архитектуры либо их части, которые отвечают следующим критериям: находятся в собственности города и в неудовлетворительном состоянии, являются отдельно стоящим зданием, не имеют каких-либо обременений.

«Арендатор, определяемый по итогам открытого аукциона, заключает с городом договор аренды, а также берет на себя обязательства по восстановлению объекта за счет собственных средств в течение пяти лет с момента заключения договора. По завершении этих работ инвестор может перейти на льготную ставку аренды по программе “1 рубль за 1 квадратный метр” в год. С 2012 года на спецторгах реализовали 32 объекта культурного наследия. Реставрационные работы завершились уже на 20 объектах, из них на ставку 1 рубль за 1 квадратный метр перешли 19. Один из последних примеров — жилой дом Наумовых — Волконских на Пречистенке», — сообщил заместитель Мэра Москвы по вопросам экономической политики и имущественно-земельных отношений Владимир Ефимов.

Несмотря на то что все расходы несет инвестор, отреставрировать здание по своему усмотрению у него не получится. Все работы проводятся по заранее утвержденному регламенту, по согласованной проектной документации, при наличии авторского и технического надзора и под контролем профильных специалистов Департамента культурного наследия. Самовольный ремонт, перепланировка и другие аналогичные действия считаются незаконными и попадают под административную ответственность. В случае же уничтожения или серьезной порчи памятника наступает уголовная ответственность.

По итогам реставрации город и москвичи получают обновленный памятник архитектуры, а инвестор почти полвека может распоряжаться помещением по своему усмотрению, чтобы окупить вложенные средства: открыть в здании офис, кафе или магазин либо сдать в субаренду. При этом за ним сохраняется ответственность по надлежащей эксплуатации объекта.

«Специально для представителей бизнеса уже девять лет успешно функционирует программа льготной аренды “1 рубль за 1 квадратный метр”. Это взаимовыгодный процесс. С одной стороны, восстанавливается исторический облик памятников истории и культуры, с другой — предприниматели после завершения реставрации используют их по минимальной ставке аренды. Реставрация в рамках программы всегда предполагает масштабную работу, ведь в программу входят памятники, которые находятся в аварийном состоянии. Сейчас работы продолжаются на шести объектах культурного наследия, а 20 уже возвращен исторический облик», — отметил руководитель Департамента культурного наследия города Москвы Алексей Емельянов.

За время действия программы «1 рубль за 1 квадратный метр» были отреставрированы Московская межевая канцелярия, усадьба Матвеевых, жилой дом Э.А. фон Беренса, городская усадьба Хлудовых, усадьба А.П. Сытина, чугунный павильон трамвайной остановки начала XX века, усадьба Наумовых — Волконских и многие другие.

Сейчас реставрируется шесть объектов:

— главный дом городской усадьбы Морозовых (Николоямская улица, дом 47);

— доходный дом с типографией (улица Девятая Рота, дом 16);

— флигель городской усадьбы начала XIX века (Гороховский переулок, дом 19, строение 4);

— жилой дом начала XIX века (Казарменный переулок, дом 10, строение 3);

— проездные ворота Хорошевского конного завода (Таманская улица, дом 2, строение 8)

— доходный дом XIX века (Кропоткинский переулок, дом 10, строение 1).

Подать заявку на участие в программе можно на официальном инвестиционном портале города Москвы в разделе «Торги».

Минкультуры России от 19.07.2017 N 212-01.1-39-ВА “Разъяснение о проведении работ по фасадам объектов культурного наследия”

В связи с участившимися обращениями собственников или иных законных владельцев объектов культурного наследия по вопросу проведения работ по фасадам объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации (далее – объектов культурного наследия) Минкультуры России дает разъяснения.

Работы по сохранению объектов культурного наследия в соответствии со статьей 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” (далее – Федеральный закон) проводятся на основании статьи 45 Федерального закона.

Требованиями пункта 1 статьи 47.3 Федерального закона запрещено проводить работы на объекте культурного наследия в случае, если предмет охраны объекта не определен. Также запрещено проводить работы, изменяющие предмет охраны объекта культурного наследия либо ухудшающие условия, необходимые для сохранности объекта культурного наследия.

Таким образом, до начала любых работ на объекте культурного наследия особенности, составляющие предмет охраны объекта, должны быть утверждены.

На фасаде и его декоративных элементах, являющихся предметом охраны, в силу статьи 43 Федерального закона проводится реставрация в целях выявления и сохранности историко-культурной ценности таких элементов объекта.

К реставрационным работам по фасаду, являющемуся предметом охраны, относятся в том числе вычинка, докомпоновка фасадной стены, элементов декора, лепного декора, воссоздание отдельных элементов, реставрация оконных и дверных приборов, являющихся историческими, реставрация исторического штукатурного слоя, заделка трещин в стене.

Для проведения реставрационных работ необходимо согласовать проектную документацию на проведение работ по сохранению на основании акта государственной историко-культурной экспертизы в соответствии с приказом Минкультуры России от 05.06.2015 N 1749 “Об утверждении Порядка подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия” и получить разрешение на проведение указанных работ в соответствии с пунктом 5.2 Порядка выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, утвержденного приказом Минкультуры России от 21.10.2015 N 2625 (далее – Порядок).

В отличие от реставрационных работ, ремонт фасада объекта культурного наследия в соответствии со статьей 42 Федерального закона может быть проведен в целях поддержания в эксплуатационном состоянии памятника без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны.

К ремонтным работам по фасаду и его элементам относят работы, не подразумевающие восполнение утрат, докомпоновку, восстановление крупных элементов и деталей. В случае отнесения к предмету охраны фасада и его декоративных элементов такими работами являются в том числе заделка трещин в штукатурном слое, расчистка от штукатурного слоя и старой окраски, штукатурка и окраска фасада и элементов декора в существующий цвет, окраска цоколя, обработка огне- и биозащитными составами, замена или ремонт оконных и дверных приборов, ремонт оконных отливов и водосточных труб, козырьков, сходов, крылец.

Для проведения ремонта необходимо получить разрешение на проведение ремонтных работ в соответствии с пунктом 5.4 Порядка без прохождения государственной историко-культурной экспертизы и согласования проектной документации.

Промывка и очистка фасадов проводится в рамках хозяйственной деятельности собственника либо иного законного владельца объекта культурного наследия, руководствуясь Методическими рекомендациями по эксплуатации объектов культурного наследия, рекомендованные письмом Минкультуры России от 22.02.2017 N 45-01.1-39-НМ, и не требует получения разрешительных документов.

Лицензия на сохранение объектов культурного наследия. Как получить быстро. Практические советы.

Лицензия на сохранение объектов культурного наследия. Как получить быстро. Практические советы.

Данная статья адресована, прежде всего, субъектам малого бизнеса и освещает проблемы, с которыми могут столкнуться бизнесмены-соискатели лицензий в процессе получения той или иной лицензии.

Деятельность о лицензировании регулируется Федеральным законом «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 4 мая 2011 года №99-ФЗ. Данный закон предусматривает исчерпывающий перечень видов деятельности, подлежащих лицензированию (ст. 12 ФЗ №99-ФЗ). Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации.

И так, многие предприниматели, организуя свой бизнес, нуждаются в получении лицензии, без наличия которой невозможно осуществлять ту или иную деятельность законно.

И тут встает вопрос, каким образом получить нужную лицензию? Для примера возьмем очень популярную сферу лицензирования – по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ (лицензия на реставрацию). Ежегодно государство выделяет на реставрацию памятников культуры большие деньги, например, в 2016 году выделялось 5,5 млрд. Рублей, в 2018-м – уже 9,8 млрд. Рублей. И каждый год потребности в реставрации объектов культурного наследия растут и требуют все больше затрат.

Итак, предлагаю рассмотреть 3 варианта, с помощью которых можно получить лицензию и начать работать.

Читайте также:  Реечный потолок Cesal: общая информация, ассортимент, инструкция по монтажу

Вариант первый – обращаемся к услугам посредников.

Скорее всего, предприниматель, озадаченный проблемой лицензирования, обратится к просторам интернета, введет в поисковике название нужной лицензии и увидит миллионы предложений по данной теме.

Предложений услуг о помощи в той или иной сфере лицензирования действительно много, но как выбрать из них ту фирму, которая поможет 100%?

Работая в сфере лицензирования более 10 лет, могу сказать, что 90% всех предлагаемых услуг – это услуги посредников, но не исполнителей. Под термином «посредник» я имею в виду некие компании, которые имеют свою рекламу в интернете, они всегда на слуху, имеют офис и сотрудников, которые вас всегда готовы проконсультировать по вашей тематике, зачастую такие компании располагаются территориально в Москве или Санкт-Петербурге, НО эти компании не готовят документы самостоятельно! Как на самом деле это выглядит? В лучшем случае в таких компаниях работают специалисты по лицензированию, которые действительно сами готовят все документы, у них есть необходимая база для подготовки документов по вашим запросам. Но такие компании встречаются довольно редко!

В основном на рынке услуг вы можете встретить компании, которые понятия не имеют, как подготовить и сдать пакет документов для получения лицензии по вашему запросу, они лишь находят клиента, заключают с ним договор и передают работу на исполнение сторонних организаций или физ. лиц! За свои услуги такие компании-посредники имеют наценку до 2-3 раз выше, чем имеет непосредственный исполнитель заказа.

Например, лицензия по сохранению объектов культурного наследия на рынке услуг будет стоить не дешевле 300 тыс. руб. (это самый простой и минимальный набор видов работ), тогда как непосредственный исполнитель возьмет за такую работу от 80 до 150 тыс.

А что же вы получите, обратившись за данной услугой к посредникам? Помните, что ни одна компания в подобной области ни работает законными способами. Так или иначе, когда вы обращаетесь с просьбой помочь получить лицензию, и у вас в штате нет ни одного специалиста, будьте готовы к предоставлению фейковой информации, под которой вы ставите стою подпись и печать! Логика посреднических компаний такая – у вас нет квалифицированных специалистов, значит, мы вам их предоставим на время получения лицензии. Откуда эти специалисты? Из таких же компаний как ваша, которые когда-то получали лицензии через посредников. Эти специалисты и не в курсе, что они работают в 10 компаниях одновременно, и кто-то активно пользуется их документами. Но обращаясь к посредникам, надо всегда помнить, что никто не хранит конфиденциальность, любые ваши документы, однажды попавшие к посредникам в руки, обойдут всю нашу необъятную страну! С момента введения требований о нотариальном заверении дипломов и подписей на заявлении о предоставлении лицензии, количество поддельных документов только увеличилось! И за весь этот фейк будете нести ответственность вы – как руководитель компании – соискателя лицензии! Задумайтесь!

Посредники обычно обещают 100% гарантию результата, но только 1 из 20 таких фирм может реально гарантировать результат и получение лицензии в срок и только потому, что они знают «выход» в лицензирующий орган (коррупцию никто не отменял). Все остальные фирмы не гарантируют никакой результат вообще. Вы можете заплатить фирме-посреднику до 70% аванса за оказание услуг, при этом вы можете получить отказ в выдаче лицензии, а сумму аванса будет вернуть достаточно сложно, ведь даже договор на оказание таких услуг составляется с учетом того, чтобы любыми способами не вернуть внесенный аванс! В итоге, заказав такую услугу у посредников, вы будете верить в 100% результат и получение лицензии в срок, не превышающий 45 рабочих дней (как и предусмотрено законом), но на деле ситуация обернется отказом, а при наиболее благоприятном стечении обстоятельств – получением лицензии через 5 месяцев. Как? Читайте ниже.

Вариант второй – самостоятельное получение лицензии.

Теперь о том, а может ли предприниматель-соискатель лицензии самостоятельно получить лицензию без обращения к услугам посредников? Теоретически да, может, но скорее всего не с первого раза и это займет гораздо больше времени.

Как правило, все требования в любом лицензировании сводятся практически к одному – это наличие квалифицированных специалистов, наличие материально-технической базы (оборудование, инвентарь, наличие офисных и производственных помещений), наличие системы контроля качества, нормативно-технической документации и некоторые другие, в зависимости от конкретного вида деятельности.

Поскольку я практикую в основном в области лицензирования деятельности по сохранению объектов культурного наследия, приведу пример именно из этой области.

Лицензирующим органом в этой области является Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации (г. Москва).

Лицензионные требования установлены постановлением Правительства Российской Федерации от 19.04.2012 г. № 349 «О лицензировании деятельности по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской.

Рассмотрим основное требование – это требование к квалифицированным специалистам. Наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) не менее 3 работников, занимающих должности руководителей (генеральный директор (директор), его заместители, главный инженер, главный архитектор, производитель работ, начальник отдела), ответственных за осуществление лицензируемой деятельности, прошедших аттестацию в области сохранения объектов в порядке, установленном Министерством культуры Российской Федерации, и имеющих стаж работы в области сохранения объектов, необходимый для выполнения заявленных работ, не менее 3 лет за последние 10 лет.

Предположим, что вы решили сами получить лицензию на стандартные виды работ, которые предполагают не только производственные реставрационные работы, но и проектные. Таким образом, законодательно установленный минимум в 3 специалиста одновременно переходит в 6 специалистов (из расчета 3 специалиста на проектные работы и 3 специалиста на производственные, если только вы не найдете универсальных специалистов в количестве 3 чел., которые имеют опыт работы и в проектировании от 3 лет, и в строительстве от 3 лет, и при этом в сфере реставрации). Допустим, нашли 6 специалистов с необходимым опытом работ в реставрации. Теперь по требованиям законодательства их нужно аттестовать. Подаем заявку на аттестацию, прикладываем портфолио выполненных работ, отправляем в Мин. культуры РФ, ждем около месяца приглашения. На основании приглашения специалист должен лично явиться в аттестационную комиссию Мин. культуры РФ (г. Москва), что получается весьма накладным компаниям из регионов (транспортные расходы, расходы по размещению, расходы на питание и т.д.). В ходе собеседования на аттестации специалист должен доказать свой опыт работы на объектах культурного наследия, путем ответов на вопросы комиссии. Допустим, специалист прошел аттестацию и ему присвоена 3 категория (самая низшая и простая). Через какое-то время специалисту выдают уведомление о том, что он прошел аттестацию и им получена категория, включают в реестр. И так после аттестации прошло уже 2,5 мес. (сроки аттестации по закону 45 рабочих дней).

Далее вы подаете заявление на получение лицензии, прикладываете своих аттестованных специалистов (например, с 3 категорией, аттестованных в 2019 году). Департамент государственной охраны культурного наследия Министерства культуры Российской Федерации по закону обязан рассмотреть документы и принять решение в срок не позднее 45 рабочих дней (ч.1 ст. 14 ФЗ №99-ФЗ) с момента поступления заявления и всех прилагаемых документов. И так проходит еще 2,5 мес. пока принимается решение о выдаче лицензии. Через 45 рабочих дней узнаем в канцелярии результат рассмотрения документов – отвечают, что дело еще даже не смотрели! Возмущаемся, как так? Ответ: «По нашему внутреннему регламенту»! После 45 раб. дней эксперт выносит предварительное решение о выдаче или отказе в выдаче лицензии, затем это решение направляется руководителю лицензирующего органа на согласование (все по тому же внутреннему регламенту). Проходит после этого еще около месяца. Узнаем, есть ли результат? Ответ, к примеру, предварительно решение принято положительное, находится на согласовании у руководства. Ждем еще около месяца. Узнаем результат. Ответ: «Приказ о выдаче лицензии есть, но он не подписан»! Ждем еще около месяца, а то и больше… Наконец-то обновляется реестр лицензий, и вы видите свою организацию в этом реестре. Значит теперь точно можно поехать в Москву и получить оригинал лицензии лично, ну или вам направят ее почтой России, и вы получите ее еще через 2-3 недели. Вы можете сколько угодно обжаловать действия/бездействия лицензирующего органа, юридически у них все правильно. Потому что ваше заявление о предоставлении лицензии они не зарегистрируют в момент поступления, а только через несколько дней, а иногда недель. Приказ о выдаче /отказе в выдаче лицензии они издадут датой из расчета 45 раб. дней с момента регистрации заявления. Ну а как долго вы будете оригинал лицензии получать – это уж вообще последнее, что их волнует! Конечно, есть и другие способы воздействия на лицензирующий орган, например, обращение с жалобой в прокуратуру или суд, но тут вы можете подставить сами себя (ведь в ваших документах может быть не все чисто), это следует учитывать, прежде чем предпринимать такие действия!

Итог, вы потратили около 8 месяцев на получение лицензии. Все 6 человек у вас должны числиться в штате все это время и конечно это затраты на зарплату. Будут ли они сидеть без работы или заниматься какой-то другой деятельностью, не требующей получения лицензии, зависит от направления деятельности вашей компании и возможностей и желания руководителя компании.

Это лишь пример, наиболее благоприятного исхода ситуации. Но может ведь получиться и так, что вы будете ждать 8 мес. и получите отказ в выдаче лицензии. А причин для отказа может быть всего несколько, в основном 2: наличие в представленных документах недостоверной или искаженной информации и установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям. Но под эти 2 основания можно подогнать очень много случаев!

Например, специалист аттестован в 2019 г. – значит совсем недавно, значит у него нет достаточного опыта работы, он должен как минимум 3 года проработать, будучи аттестованным, несмотря, на то, что у него есть опыт работы в реставрации более 3 лет по профилю заявленных работ. Или у специалиста 3 категория вам могут ответить, что такая категория не подходит для получения лицензии. Где об этом говорится в законе? Нигде! Ссылаются на внутренний регламент, которого никто в глаза не видел. Или причина для отказа – ваш специалист устроен по трудовому договору и у него еще не закончился испытательный срок, мы вам не можем дать лицензию, т.к. вы получите лицензию, а специалиста уволите как не выдержавшего испытательный срок! Или нет приказа о назначении специалистов ответственными за выполнение тех или иных работ. Или специалист работал в реставрации когда-то давно, лет 15-20 назад, вроде опыт есть, но для лицензирования он не подходит, т.к. опыт работ должен быть за последние 10 лет.

Можно конечно перед получением лицензии набрать штат специалистов, которые будут уже аттестованы и будут полностью соответствовать лицензионным требованиям, но тогда как минимум вам придется платить таким работникам зарплату и не маленькую (такие специалисты себя высоко ценят) около 4-5 мес. до момента получения лицензии и, кроме того, снабжать их работой по их специализации, потому что адекватный специалист нацелен именно на получение работы по направлению его деятельности. Заработная плата таких специалистов может доходить до 100 тыс. руб. и более ежемесячно на 1 человека. Можете самостоятельно подсчитать расходы. Просто «купить» такого специалиста на бумаге и с гарантией, что он подтвердит, что действительно работает в вашей компании, довольно сложно, наверное, только единицы соглашаются на такую авантюру, уважающие себя профессионалы никогда на такое не пойдут!

Вариант третий – купить готовый бизнес с лицензией.

Самый быстрый способ начать работать – это покупка готового бизнеса (ООО с уже имеющейся лицензией). Существует множество компаний, специализирующихся на этом бизнесе, а именно: они регистрируют компании, получают на них лицензии, а затем продают заинтересованным лицам. При таком раскладе вы экономите время, можете начать работать почти сразу после покупки компании с лицензией. Переоформление документов через нотариуса (купля-продажа доли в уставном капитале) происходит быстро, право собственности на долю в уставном капитале ООО переходит к новому собственнику в момент подписания договора купли-продажи у нотариуса. Затем лишь потребуется регистрация изменений в ЕГРЮЛ, что занимает до 5 рабочих дней при нормальном стечении обстоятельств, или до 30 дней, если налоговый орган решит провести проверку и узнать причины переоформления компании на другое лицо. Здесь имеются свои нюансы, которые я не буду затрагивать. Но, так или иначе, во времени вы все равно сэкономите. Стоимость готовой фирмы с лицензией зависит от количества видов работ, имеющихся в лицензии, и обычно в 2-3 раза превышает стоимость, которую вам могут предложить за получение такой же лицензии под заказ. К примеру, средняя рыночная цена на самый простой перечень работ в лицензии «под заказ» составит 300-350 тыс. руб., а готовая фирма с лицензией – 400-500 тыс. руб., на самый необходимый перечень работ «под заказ» стоимость составит около 400-500 тыс., а готовая фирма с лицензией на такие же виды работ – 700-800 тыс. руб.

Но все же при нынешней ситуации в области лицензирования данный путь, по моему мнению, считается предпочтительным!

Читайте также:  Недостатки винилового ламината: описание с фото, отзывы, советы

Как получить лицензию – решать только вам, но будьте бдительны, не ведитесь на рекламу, если выбираете посредников – выбирайте по рекомендациям, а не по низкой цене. Если все-таки решили самостоятельно рискнуть, всех требований вы конечно знать не можете, поэтому можете за чисто символическую плату попросить специалиста в этой области консультировать вас о том, как правильно подготовить документы, и возможно вы очень много сэкономите!

В данной статье я рассказала только об одной достаточно популярной области лицензирования, с которой уже много лет работаю. Но это лишь пример. Не исключено, что в других областях можно столкнуться с подобными проблемами или может быть, наоборот, в других сферах проще.

Как девелоперы могут заработать, сохраняя памятники архитектуры

Фото: Dilara Mammadovashutterstock

Вопрос сохранения и использования памятников архитектуры стоит остро во многих странах мира. Этот вопрос актуален и для российских мегаполисов, в том числе, для Москвы и Екатеринбурга.

Два российских архитектора рассказали редакции о существующих проблемах в работе с памятниками. По их словам, у многих исторических зданий большие инвестиционные перспективы.

Эксперты в этой статье

  • Амир Идиатулин, основатель и генеральный директор архитектурной студии IND architects
  • Василий Большаков, руководитель группы мастер-планирования компании «Брусника»

Редевелопмент промышленных зон

Задача чиновников, архитекторов, девелоперов состоит, в том числе, в том, чтобы включать исторические объекты в жизнь города, наделять их новыми функциями, полагает основатель и генеральный директор архитектурной студии IND architects Амир Идиатулин.

По его словам, современный комфортный город — это гибкая структура, живущая вместе с его жителями, развивающаяся с течением времени, меняющаяся под запросы. «Венеция — законсервированный город, привлекающий туристов, но не всегда устраивающий жителей, вынужденных жить в музее. Обратный пример — Лондон, где история тесно переплетена с настоящим и даже будущим, небоскребы и бизнес-центы граничат со средневековыми церквями, и это выглядит так гармонично и комфортно, что сложно представить, что может быть как-то по-другому», — привел примеры глава IND architects.

В Москве после вывода промышленных предприятий за черту города освободилось большое количество промзон. Такую же картину можно увидеть и в других крупных промышленных центрах, как, например, Екатеринбург. Сегодня большая часть промзон не используется — территории не включены в город, они становятся преградами между жилыми районами, что негативно влияет на проницаемость города. Редевелопмент промышленных зон с сохранением исторических построек идет на пользу всем — если экономика продумана, то территория или здание будет жить и развиваться, сохраняя актуальность, считает Амир Идиатулин. К удачным примерам редевелопмента в Москве он относит Миусское троллейбусное депо, «Винзавод» и ARTPLAY.

Принципы грамотной реставрации

Василий Большаков, руководитель группы мастер-планирования компании «Брусника»:

— Грамотная реставрация возможна при соблюдении двух правил:

Первое — дифференциация исторических памятников и определение уникальных норм регулирования для них. Важно выявить ценность, которую транслирует объект. Если она заключается в материалах, принципах строительства, личности человека, жившего в этом здании, то историческая скрупулезность должна быть на первом месте. Если же это «средовой объект», который должен сохранить территорию с точки зрения ее масштаба, то возможен менее детальный подход.

Второе — рассмотрение объекта культурного наследия в качестве отдельного инвестиционного проекта. Без изменения сценариев использования пространства органично включить исторические памятники в современный контекст невозможно.

Город должен развиваться

По словам руководителя группы мастер-планирования компании «Брусника» (занимается реновацией нескольких исторических зданий в Екатеринбурге и Тюмени) Василия Большакова, сегодня охранные регламенты — один из сдерживающих факторов, останавливающих застройщиков от того, чтобы инвестировать в реновацию объектов наследия.

«Город и его исторический центр как место концентрации культуры, смыслов и связей, должен развиваться, а архитектура — работать и соответствовать актуальным потребностям жителей, — уверен главный архитектор мастер-плана «Брусники» Василий Большаков. — Безусловно, сохранять объекты наследия нужно, но не путем музеефикации. Архитектура — это не только эстетика, это еще и функция. Дать ей вторую жизнь, не проводя никаких изменений, невозможно. Исторические здания должны быть вовлечены в повседневную деятельность человека».

В Москве сохранилось множество районов исторической застройки, которая, к сожалению, далеко не всегда используется. «На прошедшем в Москве фестивале «Зодчество» я участвовал в дискуссии, где один из спикеров предлагал сохранить промышленные территории ЗИЛа в первоначальном виде, законсервировав их. Я категорически не согласен с таким подходом, как и не питаю симпатии к городам, полностью построенным заново», — рассказал Амир Идиатулин.

Фото: Trapeznikov Pavelshutterstock

Девелоперы, которые могут играть главную роль в восстановлении памятников, сегодня часто воспринимаются как хищники, гонящиеся за прибылью, уточнил Василий Большаков. «Но они — такие же стейкхолдеры, как и городские сообщества, власть, эксперты. Они готовы нести ответственность за развитие территории и обладают для этого необходимым ресурсом», — сказал архитектор.

Занимаясь редевелопментом, архитекторы сохраняют старый объект, но привносят что-то новое, дают новую жизнь, наделяют новыми функциями, чтобы сделать востребованным, отметил Амир Идиатулин. Сегодня же охранные регламенты — один из главных факторов, сдерживающих застройщиков от инвестиций в реновацию объектов наследия, уточнил Василий Большаков. По его мнению, правовое регулирование не может решить проблему вкуса и архитектурного мастерства, но может затормозить развитие центра мегаполиса и способствовать разрастанию депрессивных территорий, «выключенных» из городского контекста.

«Соблюдая нормы, можно сохранить объект культурного наследия, но при этом не вписать его в пространство улицы и кварталы, не интегрировать во вновь создаваемую среду. И в итоге реставрация становится насмешкой над памятником, превращая его в руины, которые не находят применения в новом контексте», — сказал Василий Большаков. Поэтому, по мнению архитектора, система регулирования должна соответствовать ценностям городского развития. Формальное следование регламентам не гарантирует высокого качества реставрации.

Какой порядок проведения работ на объектах культурного наследия?

В силу федерального законодательства объекты культурного наследия подлежат государственной охране в целях предотвращения изменения их облика и интерьера, предотвращения других действий, могущих причинить вред объектам культурного наследия, а также в целях их защиты от любых негативных воздействий.
Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 5.1 Федерального закона от 25.06.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 73-ФЗ) на территории памятника или ансамбля запрещается проведение земляных, строительных, мелиоративных и иных работ, за исключением работ по сохранению объекта культурного наследия или его отдельных элементов.

В силу пункта 1 статьи 40 Федерального закона № 73-ФЗ под сохранением объекта культурного наследия понимаются меры, направленные на обеспечение физической сохранности и сохранение историко-культурной ценности объекта культурного наследия, предусматривающие консервацию, ремонт, реставрацию, приспособление объекта культурного наследия для современного использования, включающие в себя научно-исследовательские, изыскательские, проектные и производственные работы, научное руководство проведением работ по сохранению объекта культурного наследия, технический и авторский надзор за проведением этих работ.

Таким образом, проектные и производственные работы в отношении объекта культурного наследия могут проводиться исключительно в рамках работ по сохранению и требуют получения разрешительной документации.
Соответствующие требования распространяются в том числе и на случаи установки (размещения) на объектах культурного наследия, а также на их территориях устройств для передачи (приема) сигналов электросвязи, носителей информации, электроосветительного оборудования, кондиционеров, устройства балконов, лоджий, навесов, устройства и(или) изменения дверных и оконных проемов, установки новых типов оконных и дверных блоков, остекления лоджий и балконов, размещения автостоянок, объектов общественного питания и мелкорозничной торговли, размещения причалов для водного транспорта, совершения иных действий по переоборудованию и переустройству объектов культурного наследия в рамках осуществления мероприятий по государственной охране объектов культурного наследия.

В соответствии со статьей 45 Федерального закона № 73-ФЗ работы по сохранению объекта культурного наследия проводятся на основании письменного разрешения и задания на проведение указанных работ, выданных КГИОП, в соответствии с документацией, согласованной с КГИОП, а также при условии осуществления технического, авторского надзора и государственного надзора в области охраны объектов культурного наследия за их проведением.
К проведению работ по сохранению объекта культурного наследия допускаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие лицензии на осуществление деятельности по реставрации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры).

Основанием для принятия КГИОП решения о возможности проведения работ по сохранению объекта культурного наследия является заключение государственной историко-культурной экспертизы (статья 32 Федерального закона №73-ФЗ) и производится до начала таких работ (пункт 1 статьи 31 Федерального закона № 73-ФЗ).
Экспертиза проводится по инициативе заинтересованного лица на основании договора между заказчиком и экспертом, заключенного в письменной форме в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Порядок проведения указанной экспертизы определен постановлением Правительства Российской Федерации от 15.07.2009 № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе».
Кроме того, в случае, если при проведении работ по сохранению объекта затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объекта, указанные работы проводятся также при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации, и при условии осуществления государственного строительного надзора за указанными работами.

Работы по сохранению проводятся в соответствии с правилами проведения работ по сохранению объектов культурного наследия. В настоящее время приняты ряд государственных стандартов, подлежащих применению при проведении работ, например, «ГОСТ Р 55528-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Состав и содержание научно-проектной документации по сохранению объектов культурного наследия. Памятники истории и культуры. Общие требования» (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 593-ст).
Лица, разрабатывающие проектную документацию на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, осуществляют научное руководство работами и авторский надзор до дня выполнения указанных работ.

В случае, если работы по своей сущности являются реконструктивными, помимо всех перечисленных документов, потребуется соблюдение порядка проведения работ, установленного Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Итак, в случае проведения работ по сохранению объекта культурного наследия требуется совершить следующие действия:

Правообладателю объекта получить задание КГИОП (30 рабочих дней);

Провести государственную экспертизу проектной документации в соответствии с требованиями Градостроительного кодекса РФ (Главгосэкспертиза России, проведение экспертизы инициируется заказчиком проектной документации);

Получить в КГИОП согласование проектной документации на основании положительного вывода государственной историко-культурной экспертизы (45 рабочих дней);

Подрядчику, лицензированному Минкультуры России, получить разрешение КГИОП на проведение работ по сохранению (30 рабочих дней) (Реестр лицензий на осуществление деятельности по сохранению объектов культурного наследия);

Правообладателю земельного участка (застройщику) получить в КГИОП разрешение на строительство (7 дней);

Авторскому надзору и научному руководству работ сдать в КГИОП научный отчет о выполнении работ (90 рабочих дней со дня выполнения работ);

Получить утверждение научного отчета (30 рабочих дней);

Заказчику работ, после утверждения отчета, организовать процедуру приемки работ по сохранению и получить акт приёмки работ (15 рабочих дней со дня утверждения научного отчета).

Получить разрешение на ввод объекта в эксплуатацию (10 дней).

Следует отметить, что данная последовательность может отличаться в каждом конкретном случае в зависимости от специфики объекта культурного наследия.

В целях получения исчерпывающей информации относительно требуемой документации необходимо ознакомиться со следующими нормативными правовыми актами:

Порядком выдачи задания на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 08.06.2016 № 1278;

Административным регламентом предоставления государственной услуги по выдаче задания и разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 30.07.2012 № 811;

Порядком подготовки и согласования проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденный приказом Минкультуры России от 05.06.2015 № 1749;

Административным регламентом предоставления государственной услуги по согласованию проектной документации на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (памятника истории и культуры) народов Российской Федерации федерального значения (за исключением отдельных объектов культурного наследия, перечень которых устанавливается Правительством Российской Федерации) органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими полномочия в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 22.11.2013 № 1942.

Порядком выдачи разрешения на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, утвержденным приказом Минкультуры России от 21.10.2015 № 2625;

Порядком утверждения отчетной документации о выполнении работ по сохранению объекта культурного наследия, включенного в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, или выявленного объекта культурного наследия, Порядка приемки работ по сохранению объекта, утвержденным Приказом Минкультуры России от 25.06.2015 № 1840.

Ссылка на основную публикацию