Просто и недорого! Как сделать ремонт строительного фена своими руками?

Как отремонтировать строительный фен виды поломок и их устранение

В арсенале у домашнего мастера кроме дрели, шуруповерта, перфоратора и лобзика, должен также присутствовать строительный фен. Это прибор, который имеет простую конструкцию, и применяется для выполнения разных работ — от снятия лакокрасочного покрытия до растапливания льда. Принцип работы инструмента подобен бытовому фену, которым пользуются женщины для высушивания волос. При эксплуатации не исключается возникновение разных поломок, поэтому разобраться в вопросе о том, как выполняется ремонт строительного фена, является достаточно актуальным.

Что такое строительный фен и его конструктивные особенности

Феном строительным называется инструмент, который по конструкции похож с бытовым феном, но главной его отличительной особенностью является более мощный электромотор и нагревательный элемент. Внутри корпуса, который обычно представлен в виде ударопрочного пластика, находятся такие элементы, как электромотор, нагревательные элементы в виде спиралей и вентилятор. Кроме основных элементов, в конструкции оборудования имеются также следующие детали:

  1. Кнопка выключения — некоторые модели строительных фенов имеют кнопки со встроенными регуляторами температуры
  2. Регулятор температуры — устройство, посредством которого происходит настройка температуры нагрева воздуха, выходящего из сопла инструмента
  3. Сменные насадки — комплектуются практически все модели строительных фенов. Насадки крепятся на сопло, что позволяет использовать прибор для выполнения разных видов работ

конструкция строительного фена

С принципом работы рассматриваемого прибора может разобраться даже ребенок, однако фен — это далеко не детский инструмент, к эксплуатации которого требуется соответствующий подход. Работа прибора заключается в выполнении следующих действий:

  • При запуске инструмента, одновременно начинает работать электродвигатель и ТЭН
  • На вал двигателя крепится вентилятор, назначение которого в том, чтобы обеспечивать вывод потока горячего воздуха из сопла и одновременно охлаждать нагревательные спирали, предотвращая их расплавление
  • Если двигатель не будет работать, то ТЭН перегреется и выйдет из строя уже через несколько секунд после включения прибора (при условии отсутствия защиты)
  • Если не будут работать ТЭНы, то из сопла инструмента будет выходить только холодный поток воздуха

Если в один момент фен перестает работать, то не спешите покупать новый прибор. Не стоит торопиться обращаться в специализированные сервисные центры, так как ремонт можно сделать своими руками. Заключается суть ремонта в том, чтобы отыскать причину неисправности, и устранить ее. Для устранения поломок имеются два способа — замена неисправной детали или попытка восстановления ее работоспособности.

Это интересно! В отличие от дрели или перфоратора, монтажный фен состоит из электрической части, поэтому практически все поломки, связанные с его неисправностью — это неисправности электрики.

Какие поломки встречаются в конструкции строительных фенов

Не имеет значения, какой марки и модели строительный фен — Энкор, Интрескол, Интертул, Бош, Эдон и другие, так как рано или поздно, все они ломаются. Связано это непосредственно с неправильной эксплуатацией оборудования. Если мастер халатно относится к применению рассматриваемого прибора, то уже в скором времени обязательно понадобится его ремонт. Произвести ремонт строительного фена не составит большого труда, если имеется представление о его конструкции и принципе работы. Поломки фена можно классифицировать на два типа:

  • Основные и незначительные — это когда неисправность прибора связана с перегибом шнура, поломкой кнопки выключения, а также выходом из строя регулятора
  • Глобальные поломки — это когда неисправность инструмента связана с выходом из строя двигателя и ТЭНов

поломки строительных фенов и их устранение

В любом случае, выявить на глаз поломку фена без его разборки невозможно, поэтому начинать ремонт инструмента следует с поиска поломки. Незначительные поломки можно устранить без замены деталей, например, когда отсутствует контакт в питающем проводе. Провод обеспечивает питание не только на электромотор, но еще и на нагревательные элементы. Если перебит провод, то инструмент не будет работать вовсе, а если неисправность связана с неработоспособностью двигателя или ТЭНа, то поиск необходимо проводить непосредственно в этих узлах.

Это интересно! Чтобы найти поломку, понадобится разобрать инструмент. В зависимости от модели, количество крепежных винтов может отличаться, однако принцип разборки заключается в том, что первоначально следует выкрутить все крепежи.

Как найти поломку в строительном фене и устранить ее

Начинать ремонт строительного фена надо с самого начала, продвигаясь от меньшего к большему. Сначала надо убедиться в том, что в розетке имеется электроэнергия. Ведь часто неисправная работа прибора связана с отсутствием напряжения в сети. Используя мультиметр или индикаторную отвертку, следует проверить наличие напряжения. Если с розеткой все в порядке, тогда производится проверка питающего провода. Для этого в режиме прозвонки мультиметра, следует проверить исправность каждой жилы провода.

как найти поломку строительного фена ремонт

Если провод перебит или нарушена его изоляция, то ремонт в таком случае заключается в соединении жилы и последующей ее изоляцией. Если причина поломки не в проводе и розетке, тогда приступаем к глобальному поиску неисправностей.

  1. Если фен не включается — в таком случае проверить необходимо исправность кнопки включения, двигателя и ТЭНа. Если неисправен регулятор, то прибор будет работать, но при этом невозможно будет выставить нужную температуру нагрева
  2. Если прибор работает с перебоями — при неисправности электромотора, будут возникать сбои с работой инструмента. Проявляются они достаточно просто — не работает нагревательный элемент или включается ТЭН, но при этом вентилятор не дует горячий воздух
  3. При переключении режимов работы, прибор постоянно работает в одном режиме. Это означает, что из строя вышел регулятор температуры. Принцип работы этого элемента влияет на увеличение температуры нагревательных спиралей, а также частоты вращения вентилятора

Так как инструмент состоит из электрических элементов, то для диагностики понадобится воспользоваться мультиметром. С его помощью можно выявить точную поломку, и устранить ее. Для начала рассмотрим виды неисправностей фена монтажного по электронике.

пошаговое описание как отремонтировать фен строительный

Неисправности в электронике фена

При работе инструмента из строя могут выйти элементы электроники — диоды и конденсаторы. Диоды в конструкции прибора нужны для выпрямления поступающего переменного тока в постоянный. На фенах используются маломощные электромоторы постоянного тока, что позволяет значительно снизить потребление электроэнергии, а также увеличить производительность оборудования.

ремонт регулятора оборотов фена строительного

При скачках напряжения прежде всего страдают именно эти элементы, поэтому с целью сглаживания напряжения, в конструкции применяется ферритовый сердечник. Кроме того, на схеме имеются конденсаторы, предназначенные для сглаживания величины напряжения, исключая тем самым выход из строя электромотора. В конструкции электроприбора часто встречаются такие виды неисправностей:

  1. Окисляются контакты кнопки пуска
  2. Образование окислов на контактах регулятора скорости
  3. Возникновение отложений на контактах ТЭНа
  4. Выход из строя резисторов, конденсаторов, диодов и симистора. Для выявления неисправностей в этих элементах понадобится мультиметр

Чтобы проверить целостность резистора, необходимо мультиметром измерить их величину сопротивления. Проверка диодов выполняется путем прозвонки. В одном направлении диоды пропускают ток, а в обратном ограничивают его протекание. Для проверки исправности конденсатора, понадобится перевести регулятор прибора в измерение емкости, и установить предварительно отпаянный элемент в специальные углубления устройства. Чтобы не отпаивать элемент, можно прикоснуться к его ножкам щупами, и проверить емкость.

Это интересно! Определить неисправность конденсатора можно по внешнему его виду. Его неисправность проявляется путем вздутия элемента, что обусловлено протеканием через элемент большого тока.

как отремонтировать фен строительный электронная плата

Устранить поломки элементов электроники на плате можно быстро путем их перепайки на аналогичные по величине. Для этого понадобится паяльник, а также олово и канифоль. Чтобы вернуть исправность фену, достаточно заменить один элемент, и продолжить эксплуатацию прибора.

Если из строя выходит электромотор

Если диагностика показывает, что из строя на монтажном фене вышел электромотор, то его следует заменить. На фенах двигатели постоянного тока состоят из ротора (якоря) с обмоткой, а также статора из магнитов. Для подачи тока на якорь, в конструкции двигателя используется коллектор. Он состоит из медных пластин, которые соединены с выводами обмотки ротора. Если возникает неисправность двигателя, то достаточно заменить якорь, чтобы продолжить эксплуатацию электроинструмента.

электромотор фена строительного ремонт

Это интересно! При выборе нового якоря, понадобится указать марку и модель своего инструмента, так как двигателя разных производителей отличаются по размерам.

Когда возникает неисправность нагревательной спирали

Если на фене из строя выходит нагревательная спираль, то для ее ремонта можно воспользоваться паяльником или заменить этот элемент, что будет намного надежней. Спираль из специального термостойкого металла, намотана на керамическую часть. При включении прибора, происходит нагрев спиралей, а вентилятор, приводящийся в действие от электромотора, нагнетает воздух, охлаждая при этом ТЭНы. Если перегорает ТЭН в одном месте, то прибор работать не будет.

Причинами неисправности ТЭНа являются такие факторы:

  • Значительный перегрев спирали, который приводит к нарушению целостности элемента
  • Скачки напряжения, что также способствует пробою в спирали
  • Износ — при регулярном применении инструмента, наблюдается ускоренный износ спиралей и их выход из строя

как отремонтировать спираль на строительном фене

Если из строя вышла спираль на фене, то ее можно заменить, но исключительно на аналогичную по длине и диаметру. Параметры проволоки необходимо учитывать для того, чтобы исключить вероятность ее перегорания от мощности прибора. Недостаточное сопротивление спирали повлечет за собой ускоренный износ ТЭНа, а высокое наоборот повлечет за собой снижение производительности прибора. При покупке запчастей для фена, необходимо опираться непосредственно на марку и модель.

Выводы о ремонте строительных фенов своими руками

Ремонт строительного фена своими руками выполнить вполне реально, если подойти к этому вопросу с правильной стороны. Для устранения поломки порой не нужно разбирать инструмент, так как дефект может скрываться в кабеле. Для этого в кабеле необходимо отыскать место повреждения, и переизолировать кабель. После разборки инструмента, его необходимо осмотреть, очистить и провести диагностику.

За время эксплуатации инструмента могут возникнуть разные поломки, устранить которые можно своими руками. Одной из самых частых причин поломок являются неисправности с элементами на схеме. При ремонте также необходимо учитывать, что питание на двигатель поступает через спираль, поэтому если неисправен нагревательный элемент, то и двигатель соответственно работать не будет. Чтобы убедиться в работоспособности мотора, необходимо проверить его на автономном источнике питания на 12В.

Подводя итог, надо отметить, что если починить строительный фен не получается, то можно купить новый в интернет магазине Цилиндр. В каталоге магазина представлено много разных моделей инструментов, которые обязательно будут полезны не только в хозяйстве.

Доработка и ремонт спирали строительного фена своими руками

В этой статье мы расскажем вам о строительных фенах, причинах их основных неисправностей, способах их устранения. Кроме того, опишем некоторые способы модернизации и доработок, которые можно сделать с вашим инструментом.

Схема фена

На рисунке, представленном ниже, показана электрическая схема строительного фена.

Основными элементами инструмента являются двигатель, вентилятор и нагревательный элемент.

Нагревательный элемент для фена

схема

Нагревательный элемент является не чем иным, как спиралью, которая намотана на керамическую основу. Во многих моделях производитель встраивает термодатчик, который в случае перегрева отключает питание фена. В качестве материала спирали обычно используют нихром. Обладая определенным сопротивлением, спираль забирает часть тепла при прохождении тока через нее и отдает его в окружающую среду, тем самым обеспечивая непрерывный горячий поток воздуха.

Неисправности строительного фена

При интенсивном использовании инструмента нередки его поломки. Они бывают самыми различными. Мы сейчас расскажем, как разобраться, что конкретно может сломаться.

Первым делом нужно провести визуальный осмотр фена. Пристальное внимание следует обратить на кнопки, переключатели, шнур питания, вилку. Довольно частой причиной поломки является нарушение изоляции или обрыв провода в местах соединения с корпусом. При повреждении провода его нужно зачистить в этом месте и заизолировать клеящей лентой. При неисправности кнопок включения и переключения температурных режимов их следует заменить на новые.

Если же причина не в этом, тогда следует провести диагностику работы инструмента в разных режимах. Фен может подавать только холодный воздух. В этом случае требуется осмотреть нагревательный элемент прибора – спираль. При отсутствии подачи воздуха ваше внимание следует обратить на вентилятор или двигатель. Замена нагревательного элемента, вентилятора или проводов сама по себе несложная и недорогостоящая процедура, чего не скажешь о замене электродвигателя. При его поломке ремонт фена становится бессмысленным.

Доработка строительного фена

В процессе работы пользователя могут не устроить некоторые конструктивные заводские решения, поэтому он принимает решение доработать фен.

Вообще, модернизация инструмента может быть направлена на определенные цели. Некоторые из них мы приведем ниже:

  • Возможность применения различных насадок.
  • Регулировка силы воздушного потока при монтаже мелких деталей.
  • Сделать независимым отключение спирали от вентилятора и наоборот – для быстрого охлаждения инструмента.

Поговорим отдельно о вариантах доработки различных элементов конструкции инструмента

  1. Нагревательный элемент. Здесь возможно удаление стандартной нагревательной спирали и замена ее на термопару. Чтобы это сделать, необходимо удалить спираль вместе с двумя проводами белого цвета, идущими на питание двигателя. Термопредохранитель подключается обжимкой к противоположному концу спирали. Сама термопара должна пройти через свободный канал. Ее конец должен быть подключен к плате винтами.
  2. Блок управления двигателем. В этом блоке управление воздушным потоком происходит за счет изменения оборотов двигателя вентилятора. Те, в свою очередь, зависят от напряжения. Самым простым будет управление через ШИМ (широтно-импульсная модуляция). В этом случае интеллектуальный транзистор необходимо заменить на полевой с «логическим входом».

Ремонт строительных фенов

Фен

При эксплуатации инструмента проявляются определенные неисправности. Разберем на примере опыта пользователя фена фирмы «Интерскол». Что может ожидать вас в будущем?

  • На первом году жизни фена стала невозможной регулировка температуры – причина крылась в перегреве симистора и выходе его из строя.
  • Привычный уже нам перелом кабеля питания в точке примыкания к корпусу инструмента. Эта проблема решается путем установки кабеля в двойной резиновой изоляции.
  • Произошел обрыв обмотки нагревателя высокого сопротивления. Причиной мог быть как заводской брак, так и перетирание нихромовой обмотки о края керамики вследствие процессов нагрева-охлаждения. В процессе замены обмотки пришлось заменить и термопредохранитель, сработавший при внезапной остановке двигателя.
  • К концу второго года эксплуатации вышли из строя подшипники скольжения в двигателе.

Это обычный список неисправностей, которые могут возникнуть в устройстве на протяжении трех лет эксплуатации инструмента. Кроме этого, были другие незначительные дефекты вроде пропадания напряжения на спирали нагревательного элемента. Это не значит, что это все проявится именно у вашей модели фена, но это те вещи, на которые следует обратить внимание при покупке и эксплуатации фена.

В этой статье мы постарались максимально осветить все проблемы, возникающие в процессе эксплуатации фена. Покупать этот инструмент или нет – как всегда, решать только вам.

Как отремонтировать строительный фен — все виды поломок и их устранение

Выделим два элемента цепи, которые являются потребителями нагрузками , это — спираль и диодный мост двигатель не считаем, так как является нагрузкой моста.

Для этого нужно выполнить ряд последовательных вычислений: Определить силу тока, разделив мощность на напряжение. Использование такого прибора во время проведения ремонта и строительства облегчает выполнение операций по удалению старого лакокрасочного покрытия.

Читайте также:  Надо ли грунтовать пол перед укладкой плитки

Мощность фена зависит от толщины использованной спирали и мощности установленного электродвигателя. Ремонт строительного фена.

Большинство фенов китайского происхождения имеют примитивную электрическую схема. Схема установки диодов в фен. В фенах в основном применяются электродвигатели постоянного тока с мощностью до 50 ватт, бывают и исключения. Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.

Конструкция строительного фена Схема использования строительного фена. Есть и другие.

Не работает строительный фен, ремонт.

Как устроен технический фен и что у него внутри

Покупая фен, наверняка многие удивляются относительно невысокой стоимости этого прибора. Однако все дело в том, что конструкция этого инструмента настолько примитивна, что положительно отражается на его стоимости. Чтобы понимать, как работает промышленный фен, для начала выясним все составные эго элементы:

  1. Корпус — в котором располагаются все составные элементы этого прибора. Изготавливается корпус преимущественно из ударопрочного и термостойкого пластика
  2. Сетевой шнур — обеспечивает передачу тока на электроинструмент. Производители также выпускают фены автономного типа, то есть, аккумуляторные. Они менее популярны, так как стоят дороже сетевых за счет применения литий-ионных аккумуляторов
  3. Кнопка включения и переключения режимов — большинство фенов оснащается переключателем, выполняющего функцию не только включения прибора, но еще и переключения режимов работы
  4. Электромотор вентилятора — один из главных составляющих прибора. Его назначение заключается в том, чтобы обеспечивать обдув нагревающейся спирали целенаправленным потоком воздуха. Для этого на валу двигателя установлены лопасти, обеспечивающие обдув. На сетевых фенах используются двигатели постоянного тока. Их мощности вполне достаточно для обдува нагревающихся спиралей. За преобразование и понижение напряжения из 220В до 12В-18В отвечает инверторный преобразователь — плата, находящаяся рядом с электромотором. На бюджетных моделях фенов понижение напряжения на двигатель происходит за счет нагрузки на ТЭН

Это основные детали рассматриваемого инструмента. У фена вовсе не сложная конструкция, однако даже несмотря на это, ломается он чаще, чем шуруповерты, дрели и болгарки. Одним из самых слабых мест этого инструмента является нагревательная часть. Чтобы понять, как отремонтировать строительный фен своими руками, разберемся первоначально с принципом работы инструмента.

Нагревательный элемент для фена

схема

Нагревательный элемент является не чем иным, как спиралью, которая намотана на керамическую основу. Во многих моделях производитель встраивает термодатчик, который в случае перегрева отключает питание фена. В качестве материала спирали обычно используют нихром. Обладая определенным сопротивлением, спираль забирает часть тепла при прохождении тока через нее и отдает его в окружающую среду, тем самым обеспечивая непрерывный горячий поток воздуха.



Принцип работы строительного фена и схема его устройства

Если сломался строительный фен, то для того, чтобы его отремонтировать самостоятельно, нужно знать не только конструкцию, но и принцип работы инструмента. Понимая, для чего нужен каждый элемент прибора, можно выполнить проверку его исправности, и устранить поломки. Сразу нужно отметить, что промышленные фены условно можно разделить на два типа:

  • Бюджетные, которые имеют простейшую конструкцию. Отличительная особенность таких инструментов в том, что они имеют низкую стоимость, а в их комплектации отсутствует электронная плата управления
  • Дорогие — в конструкции таких приборов используются электронные платы, а также полупроводниковые элементы, отвечающие за подачу напряжения на спираль и электродвигатель, а также микроконтроллеры, анализирующие данные. Есть также модели, оснащенные дисплеями и регуляторами, посредством которых можно более точно настроить температуру обдува

Электрическая схема работы простейшего строительного фена, который имеет две скорости вращения вала двигателя, представлена ниже.

Простая схема работы фена строительного

Принцип работы строительного фена имеет следующий формат:

    При включении кнопки фена в положение «1», происходит запуск двигателя с одновременным подключением тонкой спирали. Некоторые модели технических фенов имеют отдельную кнопку «Откл», которая отвечает за включение и отключение ТЭНов, как показано на фото ниже. При выключении кнопки, происходит слабый нагрев спиралей

Если происходит обрыв спирали, то двигатель фена не включится, но если из строя выходит двигатель, то все напряжение подается на ТЭН, что приводит к перегоранию нихромовой нити. На большинстве приборов используются защитные элементы, предотвращающие перегрев спирали.

Чем больше в конструкции прибора переключателей, тем выше вероятность того, что может выйти из строя какой-нибудь их них. Зачастую причиной поломки строительных фенов является их неправильное использование, что влечет за собой перегорание спирали ТЭНа. Прежде всего, нужно обязательно запомнить три главных правила при эксплуатации рассматриваемого прибора:

    Всегда устанавливать прибор на специальную подставку в вертикальном положении, и никогда не класть его горизонтально.
    Горизонтальное положение фена допустимо только с остывшим ТЭНом, и если не соблюдать это главное правило, то происходит не только оплавление пластикового корпуса инструмента, но еще и выход из строя спиралей

Простейшая схема работы фена представлена на фото ниже. По принципу этой схемы работают не только бюджетные модели строительных фенов, но и бытовые.

Теперь подробно рассмотрим ремонт строительного фена своими руками. Причем для этого вовсе не обязательно знать основы электротехники и электроники, чтобы найти и устранить неисправность.

Фен строительный (технический) – ручной электроинструмент для направленной подачи нагретого воздуха с целью бесконтактного (опосредованного) нагрева обрабатываемого материала. Область применения инструмента очень обширная: от простой сушки воздухом комнатной температуры, до мощного воздействия температурами свыше пятисот градусов по Цельсию. Спрос на строительные фены подпитывает их невысокая цена (на модели начального уровня), вследствие простоты конструкции и, во многом, отработанных временем схемотехнических решений.

Интерскол ФЭ-2000 является представителем бытовых строительных фенов с минимально необходимым набором функций: плавная регулировка температуры, два режима интенсивности обдува. Этого набора, как правило, вполне достаточно для выполнения подавляющего большинства задач. Конкретный экземпляр данного фена (первая модификация, плата DB3011) был приобретен около трех лет назад, имел весьма немалую (но не запредельную) ежедневную эксплуатационную нагрузку. По этой причине, все несовершенства конструкции фена проявились быстро.

Через несколько месяцев после начала эксплуатации произошла первая поломка: нет регулировки температуры, исходящий воздух всегда холодный. Причина поломки — перегрев симистора BTA16, выход его из строя по причинам недостаточного прижима к радиатору и неприменения теплопроводной пасты. Ремонт заключался в замене симистора с предварительным нанесением пасты КПТ-8. Данная поломка больше не повторялась.

Фен Интерскол ФЭ-2000. Чемодан в комплекте.

Сопло. Виден керамический нагреватель со спиралью внутри.

В конце первого года эксплуатации фена, произошел перелом (внутренний разрыв проводов) кабеля питания рядом с корпусом инструмента. Данная неисправность часто встречается среди инструмента непрофессионального уровня. Родной кабель питания высоким качеством не отличается, имеет изоляцию средней жесткости, четвертый-пятый класс гибкости медных токонесущих жил. Установка нового кабеля КГ 2×1,5 (в резиновой, двойной изоляции) позволила забыть о данном типе неисправности.

На втором году эксплуатации оборвалась высокоомная обмотка нагревателя, служащая балластом питания электродвигателя. Причину обрыва установить трудно, ею может быть как заводской брак (что наиболее вероятно), так и самопроизвольное перетирание нихромовой проволоки о твердые края керамики, вследствие множества циклов нагрева-охлаждения. Обмотка разорвалась — двигатель остановился. В результате останова двигателя с последующим перегревом основной (высокотемпературной) обмотки нагревательного элемента, сработал термопредохранитель (высокотемпературная обмотка осталась цела). Корпус фена был разобран, разобран нагревательный элемент, локализовано место разрыва нихромовой проволоки. Место разрыва оказалось неподалеку от одного из концов обмотки, по этой причине было принято решение не соединять концы проволоки, а смотать (убрать) короткий отрезок. Было уменьшено сопротивление балластной обмотки, по примерным расчетам, на 8-12%, что не критично для двигателя. К этому времени, уже изредка начали появляться посторонние шумы подшипников двигателя и его время, к сожалению, явно подходило к концу. Штатный термопредохранитель имел номинальную температуру срабатывания 125°C , он был заменен новым с более высокой температурой 150°C. Небольшой температурный запас объясняется предположением о том, что дополнительные 25°C вряд ли позволят сгореть обмотке нагревательного элемента (в случае аварийной ситуации), зато дадут больше времени на оперативное отключение фена до срабатывания (обрыва) термопредохранителя. Чтобы заменить термопредохранитель, нужно почти полностью разобрать нагревательный элемент. Около половины всех керамических колец, из которых набирается сердечник нагревательного элемента, со временем растрескалось (видимо, по причине низкого качества керамики) и, при снятии внешней оболочки из слюды, кольца распадаются на небольшие частички. Термопредохранитель соединяется с обмоткой нагревательного элемента и с проводом питания при помощи миниатюрных опрессовочных гильз, заново качественно опрессовать которые (без специального инструмента) очень проблематично. Для удобства возможной замены термопредохранителя в будущем, он был установлен с применением плоских разъемов (автомобильных клемм).

К концу второго года эксплуатации, начали сильно «звенеть» подшипники скольжения в двигателе. Также, произвольным образом, стало пропадать и появляться вновь напряжение на высокотемпературной спирали нагревательного элемента при вращении ручки регулятора. Эти неисправности быстро усугубились, дальнейшее нормальное использование фена по прямому назначению не представлялось возможным: двигатель гудел, обороты его упали, выставить нужную температуру нагрева было практически невозможно. Назрела острая необходимость в глубоком восстановлении работоспособности фена.

Взрыв-схема (схема сборки) фена Интерскол ФЭ-2000.

Схема электрическая принципиальная фена Интерскол ФЭ-2000.

Корпус фена вскрыт (фот сверху). Крепежные шурупы корпуса (фото снизу).

Внутренности фена Интерскол ФЭ-2000. Слева направо: плата, двигатель с крыльчаткой, переключатель режимов работы, нагреватель.

Ремонт строительного фена своими руками.

Всем нам знаком такой вспомогательный инструмент в строительстве как строительный электрический фен, которым мы привыкли пользоваться для снятия лакокрасочных покрытий.

i (2)

Основополагающий принцип работы строительного фена мало чем отличим от обыкновенного фена, которым мы пользуемся для сушки волос.

Соответственно и электрическая схема строительного фена имеет сходство с электрической схемой обыкновенного фена.

В изложенной теме будет дано пояснение:

  • электрической схеме строительного фена;
  • принципу работы строительного фена;
  • возможным причинам неисправности;
  • устранению данных неисправностей.

Электрическая схема строительного фена

Рассмотрим электрическую схему рис.1 строительного фена:

i (1)

Одна диагональ диодного моста — подключается к внешнему источнику переменного напряжения 220В.

Другая диагональ диодного моста соединена с электродвигателем.

Электрическая схема состоит из следующих элементов:

  • тумблера, осуществляющим режим температуры управления — К1;
  • тумблера, осуществляющим скорость вращения ротора электродвигателя управление скоростью обдува — К2;
  • тумблера отключения ТЭНов — К3;
  • электродвигателя вентилятора — М;
  • конденсатора — С;
  • ТЭНов — RТЭН;
  • диодов — VD1, VD2.

Через диодную мостовую схему одной диагонали моста выпрямленный ток двух потенциалов +,- поступает на электродвигатель. При переходе от анода к катоду — ток протекает при положительном полупериоде синусоидального напряжения.

Два конденсатора соединенных в электрической схеме параллельно, — служат дополнительными сглаживающими фильтрами.

Скорость обдува происходит за счет изменчивости сопротивления в электрической цепи, то есть, при переключении тумблера скорости на наибольшее значение сопротивления, — скорость вращения ротора электродвигателя уменьшается в связи с падением напряжения.

Количество ТЭНов нагревателей в данной схеме — четыре. Температурный режим строительного фена осуществляется тумблером температурного управления.

ТЕНы в электрической цепи имеют разное сопротивление, — соответственно, температура нагрева при переключении из одного участка электрической цепи на другой — нагрев ТЭНов будет соответствовать своему значению сопротивления.

Общий внешний вид строительного фена с его названиями отдельных деталей, — показан на рис.2

Следующая электрическая схема строительного фена рис.3, — сопоставима с электрической схемой рис.1

В данной электрической схеме отсутствует диодный мост. Управление скоростью обдува и управление температурным режимом, — происходит при переключении из одного участка электрической цепи на другой, а именно:

  • при переключении на участок электрической цепи — состоящей из диода;
  • при переключении на участок электрической цепи — не имеющей диод.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD1, имеющим свое сопротивление, — ТЭН2 будет нагреваться соответственно двум значениям сопротивлений:

  • сопротивления при переходе анод — катод диода VD1;
  • сопротивлении ТЭНа ТЭН2.

При протекании тока в переходе анод — катод диода VD2, напряжение подаваемое на электродвигатель и ТЭН1, — будет принимать наименьшее значение.

Соответственно, скорость вращения ротора электродвигателя и температура нагрева ТЭНа для данного участка электрической цепи, — будет соответствовать прямому переходу тока диода VD2. Нагрев ТЭНа ТЭН1 для данного участка, так же зависит от своего внутреннего сопротивления, то есть учитывается сопротивление ТЭНа.

Неисправности строительного фена

Основными причинами неисправности строительного фена здесь можно назвать неисправность элементов электроники:

  1. диодов;
  2. конденсаторов.

Чаще всего такая неисправность происходит при резком скачке внешнего источника переменного напряжения. Так например, причина неисправности конденсатора вызвана тем, что обкладки конденсатора замыкаются при скачке напряжения между собой — накоротко.

Конечно же не исключается такая возможность неисправности как разрыв в обмотке статора электродвигателя перегорание обмотки.

К незначительным неисправностям можно отнести такие причины как:

  • окисление контактов тумблера температурного управления;
  • окисление контактов тумблера управления скоростью обдува;
  • окисление контактов тумблера отключения ТЭНов;
  • разрыв провода в сетевом кабеле;
  • неисправность штепсельной вилки отсутствие контакта.

Диагностика на выявление причины неисправности проводится прибором » Мультиметр».

При замене конденсатора — учитывается его емкость и номинальное значение напряжения.

При замене диода — учитывается сопротивление двух значений, в направлениях:

  • от анода к катоду;
  • от катода к аноду.

Как нам известно, значение сопротивления от анода к катоду будет значительно меньше чем от катода к аноду.

С электродвигателем, при его неисправности, дела обстоят по-сложнее. При подобной неисправности, проще заменить электродвигатель чем допустим выполнить перемотку обмоток статора. Но и такая работа выполнима, — кто непосредственно занимается подобным ремонтом. В этом случае учитывается:

  1. количество витков в обмотке статора;
  2. сечение медного провода.

Не исключается и такая неисправность как перегорание ТЭНа. Замена ТЭНа проводится с учетом своего значения сопротивления.

Диагностика и ремонт-строительного фена

Рассмотрим устройство электродвигателей и как именно нужно проводить диагностику электрических машин, как их принято считать в разделе по электротехнике.

Для наглядного примера, представлены фотоснимки нескольких типов таких электрических машин, — относящихся к коллекторным электродвигателям. Устройство и принцип работы допустим двух коллекторных электродвигателей:

  • пылесоса;
  • строительного фена,

— ничем не отличается. Различие в электродвигателях состоит лишь в скорости вращения ротора и в мощности электродвигателя. Поэтому, мы как бы не будем заострять свое внимание в том плане, что приведены разъяснения, не относящиеся к электродвигателю строительного фена.

Электродвигатель строительного фена

Электродвигатель строительного фена — асинхронный, коллекторный, однофазного переменного тока.

i (2)

Устройство ротора не требует каких либо разъяснений, так как все представлено на фотоснимке рис.4 и схематическом изображении ротора электродвигателя.

асинхронный коллекторный электродвигатель однофазного переменного тока

Электрическая схема коллекторного электродвигателя рис.5 выглядит следующим образом:

i (4)

В схеме мы можем заметить, что коллекторный электродвигатель может работать как от переменного так и от постоянного тока, — таковы законы физики.

Две обмотки статора электродвигателя соединены последовательно. Две графитовые щетки в контакте — в электрическом соединении с коллектором ротора электродвигателя.

Электрическая цепь замыкается на обмотках ротора, — соответственно, обмотки ротора в электрической схеме соединены параллельно через скользящий контакт щетка — коллектор.

i (7)

диагностика обмоток статора электродвигателя

На фотоснимке показан один из способов диагностирования обмоток статора электродвигателя. Таким способом проверяется целостность либо пробой изоляции обмоток статора. То есть один щуп прибора соединяется с любым из выведенных концов обмоток статора, другой щуп прибора соединяется с сердечником статора.

В том случае, если будет нарушена изоляция обмотки статора и проводка обмотки будет замыкать на сердечник, — прибор укажет на режим короткого замыкания нулевое значение сопротивления. Из этого следует, что обмотка статора неисправна.

Прибор на фотоснимке указывает на единичку при диагностировании, — это еще не будет означать, что данная обмотка статора является пригодной к эксплуатации.

Необходимо так же измерить сопротивление непосредственно самих обмоток. Диагностика проводится таким же подобным способом, — щупы прибора при этом соединяются с выведенными концами проводов обмоток статора. При целостности обмоток, дисплей прибора укажет на значение сопротивления, которым обладает та или другая обмотка. При разрыве той или иной обмотки статора, — прибор покажет «единицу». Если провода обмотки статора между собой будут замкнуты накоротко в результате перегрева электродвигателя или по другим иным причинам, — прибор будет указывать на наименьшее нулевое значение сопротивления или же «режим короткого замыкания».

i (5)

Как проверить прибором обмотки ротора на сопротивление? — Для этого нужно два щупа прибора соединить с двумя противоположными сторонами коллектора, то есть нужно выполнить такое же соединение, которые имеют графитовые щетки в электрическом соединении с коллектором. Результаты диагностики сводятся к таким же показаниям, что и при диагностировании обмоток статора.

i (3)

износ пластин коллектора

Что из себя вообще представляет коллектор? — Коллектор, это полый цилиндр состоящий из мелких медных пластин специального сплава, изолированных как друг от друга так и от вала ротора.

В том случае, если повреждение пластин коллектора незначительное, — пластины коллектора зачищаются мелкозернистой наждачной бумагой. Опять же, данный объем работы выполним непосредственно только специалистами, занимающими ремонтом электродвигателей.

i (5)

Электрическая схема рис.7 состоит из батареи и лампочки, данная схема сопоставима со схемой карманного фонарика. Один конец провода с отрицательным потенциалом соединяется с сердечником статора, другой конец провода с положительным потенциалом соединяется с одним из выведенных концов обмоток статора. Если провода соединить наоборот, то есть «плюс» к сердечнику статора, «минус» к выведенному концу обмотки статора, — от этого ничего не меняется.

При наличии пробоя изоляции, когда обмотка статора замкнута с сердечником, — лампочка в данной электрической схеме будет гореть. Соответственно, если лампочка гореть не будет — значит обмотка статора не замкнута с сердечником статора.

Такой способ диагностирования рис.7 — не полный. Точная диагностика проводится только прибором Омметр либо прибором Мультиметр с установленным диапазоном измерения сопротивления, для последующего замера сопротивления обмоток статора.

Как собрать строительный фен своими руками

схема

Нагревательный элемент является не чем иным, как спиралью, которая намотана на керамическую основу. Во многих моделях производитель встраивает термодатчик, который в случае перегрева отключает питание фена. В качестве материала спирали обычно используют нихром. Обладая определенным сопротивлением, спираль забирает часть тепла при прохождении тока через нее и отдает его в окружающую среду, тем самым обеспечивая непрерывный горячий поток воздуха.


Устройство и его основные принципы

Если вскрыть устройство, то можно обнаружить двигатель небольшого размера, нагревательный элемент и вентилятор. Нагретый воздух выходит через сопло. Все достаточно просто. В основном строение не отличается от обыкновенного фена. Единственное отличие заключается в более высокой мощности аппарата. Производительность оборудования напрямую зависит от того, сколько литров воздуха оно может пропустить через себя за 1 минуту. Многие модели фена, представленные на современном рынке, имеют ряд дополнительных функций. К таковым можно отнести:

Использование строительного фена.

  • регулировку температуры;
  • регулировку потока воздуха;
  • подборка нужного рабочего режима;
  • многочисленные дополнительные насадки, которые заметно упростят работу с тем или иным материалом;
  • светодиодный индикатор, который определяет температуру нагрева.

Разумеется, это не все опции, которыми может обладать строительный фен. Есть и другие. Всегда нужно помнить о том, что чем их будет больше, тем сложнее произвести ремонт.

Неисправности строительного фена

При интенсивном использовании инструмента нередки его поломки. Они бывают самыми различными. Мы сейчас расскажем, как разобраться, что конкретно может сломаться.

Первым делом нужно провести визуальный осмотр фена. Пристальное внимание следует обратить на кнопки, переключатели, шнур питания, вилку. Довольно частой причиной поломки является нарушение изоляции или обрыв провода в местах соединения с корпусом. При повреждении провода его нужно зачистить в этом месте и заизолировать клеящей лентой. При неисправности кнопок включения и переключения температурных режимов их следует заменить на новые.

Если же причина не в этом, тогда следует провести диагностику работы инструмента в разных режимах. Фен может подавать только холодный воздух. В этом случае требуется осмотреть нагревательный элемент прибора – спираль. При отсутствии подачи воздуха ваше внимание следует обратить на вентилятор или двигатель. Замена нагревательного элемента, вентилятора или проводов сама по себе несложная и недорогостоящая процедура, чего не скажешь о замене электродвигателя. При его поломке ремонт фена становится бессмысленным.

Доработка строительного фена

В процессе работы пользователя могут не устроить некоторые конструктивные заводские решения, поэтому он принимает решение доработать фен.

Вообще, модернизация инструмента может быть направлена на определенные цели. Некоторые из них мы приведем ниже:

  • Возможность применения различных насадок.
  • Регулировка силы воздушного потока при монтаже мелких деталей.
  • Сделать независимым отключение спирали от вентилятора и наоборот – для быстрого охлаждения инструмента.

Поговорим отдельно о вариантах доработки различных элементов конструкции инструмента

  1. Нагревательный элемент. Здесь возможно удаление стандартной нагревательной спирали и замена ее на термопару. Чтобы это сделать, необходимо удалить спираль вместе с двумя проводами белого цвета, идущими на питание двигателя. Термопредохранитель подключается обжимкой к противоположному концу спирали. Сама термопара должна пройти через свободный канал. Ее конец должен быть подключен к плате винтами.
  2. Блок управления двигателем. В этом блоке управление воздушным потоком происходит за счет изменения оборотов двигателя вентилятора. Те, в свою очередь, зависят от напряжения. Самым простым будет управление через ШИМ (широтно-импульсная модуляция). В этом случае интеллектуальный транзистор необходимо заменить на полевой с «логическим входом».

Ремонт строительных фенов

Фен

При эксплуатации инструмента проявляются определенные неисправности. Разберем на примере опыта пользователя фена . Что может ожидать вас в будущем?

  • На первом году жизни фена стала невозможной регулировка температуры – причина крылась в перегреве симистора и выходе его из строя.
  • Привычный уже нам перелом кабеля питания в точке примыкания к корпусу инструмента. Эта проблема решается путем установки кабеля в двойной резиновой изоляции.
  • Произошел обрыв обмотки нагревателя высокого сопротивления. Причиной мог быть как заводской брак, так и перетирание нихромовой обмотки о края керамики вследствие процессов нагрева-охлаждения. В процессе замены обмотки пришлось заменить и термопредохранитель, сработавший при внезапной остановке двигателя.
  • К концу второго года эксплуатации вышли из строя подшипники скольжения в двигателе.

Это обычный список неисправностей, которые могут возникнуть в устройстве на протяжении трех лет эксплуатации инструмента. Кроме этого, были другие незначительные дефекты вроде пропадания напряжения на спирали нагревательного элемента. Это не значит, что это все проявится именно у вашей модели фена, но это те вещи, на которые следует обратить внимание при покупке и эксплуатации фена.

В этой статье мы постарались максимально осветить все проблемы, возникающие в процессе эксплуатации фена. Покупать этот инструмент или нет – как всегда, решать только вам.

Многие начинающие (и не только) радиолюбители сегодня задаются вопросом пайки термофеном, потому что все больше появляется микросхем, которые очень сложно или вообще невозможно паять обычным паяльником (уже довольно многие современные микросхемы просто не делают в привычных легко паябельных корпусах, а например микроконтроллеры можно найти дешевле именно в корпусах для поверхностного монтажа).

Чтобы попробовать как это делается (а иначе трудно это просто представлять), было решено купить самый дешевый паяльный фен широко известной компании CT Brand — СТ-3А, 1600 Вт с плавным регулятором температуры, без дополнительных насадок. И попробовать практически, как происходит пайка и что для этого понадобится в дальнейшем из хорошего оборудования

(на фото здесь и далее показан уже немного модернизированный вариант, не обращайте внимание на маленькие отличия).

:)

Как ни странно, отзывов о подобном фене в интернете найти не удалось (хотя в широко известных магазинах (не буду рекламировать) такой фен есть почти всегда в наличии). Думал — раз так, значит никто еще не жаловался!

А теперь самое главное!

Померив температуру Горячего, выяснилось что на максимуме мощности она доходит до 300 градусов (хотя лучшего ожидать и не стоило), чего очень не хватает, паять такой температурой совсем невозможно, а вот вентилятор на увеличенной скорости дует слишком сильно — все йейна детали сдует!

Решение такой проблемы заключается в существенном снижении скорости вентилятора, а то в любом случае паять этакие SMD детали сильным потоком плохо — то лишний нагрев ненужных мест платы (особенно там где пластмассовые кнопочки и прочее что боится температуры), а то даже сдувает детальки с платы.

Вентилятор (типа тангенциального или центробежного) крутит небольшой коллекторный низковольтный моторчик, питающийся от 12…15 вольт постоянного напряжения (похожие в принтерах можно найти). Питается от какой-то части спирали в качестве резистора, и последовательно с мотором еще питается схема симисторного регулятора мощности (со стабилизацией напряжения маломощным стабилитроном).

Регулятор мощности представляет из себя симистор BTA12 с оптосимистором МОС3022, управляемый логикой CD4011 (наш аналог К561ЛА7) на которую заведен переменный резистор. Симистор мне показалось греется слишком сильно, по этому увеличил его штатный радиатор дополнительной пластиной, ведь охлаждающий его поток всасываемого воздуха в процессе модернизации уменьшится (но как оказалось, его температура в закрытом корпусе не превышает 70 *С даже в самых худших условиях).

Схема питания мотора упрощенно выглядит так:

Потребляемая мотором мощность не превышает 20 Вт, реально с понижением скорости — менее 7 Вт. Напряжение 12 или 15 вольт штатно (в зависимости от переключателя мощности). Для чего стоит диод (1n4007) параллельно мотору в данной схеме – непонятно, но он просто есть.

Включить последовательно с двигателем вентилятора резистор — идея плохая. Даже большой резистор мощностью 10 Вт очень быстро перегревается, да и «лишняя печка» в корпусе (в ручке. ) фена ни к чему. Поставив вместо диодного моста один диод — вентилятор вообще почти не крутился.

Электролитический конденсатор большой емкости, подключаемый параллельно двигателю никакого эффекта в повышении скорости или плавности вращения не дает (может только немного снизить низкочастотное гудение, похожее на треск) — в нем нет необходимости.

Было решено использовать тиристорный регулятор. Любой тиристорный/симисторный регулятор, схем которых полно в интернете, самых разных конструкций (в том числе готовые диммеры заводского изготовления). Мне приглянулась вот такая наиболее простая схема, которую повторял уже не раз:

Делал из того что было и достаточно компактно — тиристор КУ202Н (Большой он, очень! Можно заменить на практически любой другой маломощный на напряжение от 400в), диодный мост, электролит, резистор(ы) и всё.

:)

Все эти детали легко напаять на самый большой тиристор и прикрутить его к стойке крепления нагревателя штатным шурупом — все надежно держится. Китайской технике — китайские методы монтажа! Хотя существующая плата сделана довольно качественно.

О переключателях: в штатном переключателе мощности работы на три положения (третье – выключен) оказались две пары независимых (довольно мощных) контактов, так что было очень кстати задействовать вторые из них для регулировки скорости вращения вентилятора дополнительно (подключением резистора). В процессе эксплуатации выяснилось, что неплохо было бы добавить еще один переключатель — для повышения скорости вентилятора и надежного его пуска, место (и почти готовое отверстие) для него нашлось в том месте, где мог бы стоять семисегментный индикатор температуры (которого в данной модели нет). А вы можете вместо данного выключателя поставить и переменный резистор для плавной регулировки, только учтите, что в данной схеме его мощность желательна не менее 0,5 Вт. Если очень постараться, можно впихнуть внутрь корпуса даже переменный резистор типа СП-1.

Резисторы R3…R5 выбираются экспериментально в зависимости от ваших условий (другой нагреватель, напряжение сети), но не менее 1 кОм (в случае использования переменного, последовательно нужно поставить резистор на 1 кОм или более). Они меняются в некоторых пределах, если менять емкость конденсатора от 1 до 50 мкФ (это полезно для подгона к имеющемуся переменному резистору). Учтите только что чем больше емкость – тем возможно будет большая мощность выделятся на резисторах, хотя у меня 0,25 Вт вроде бы и не грелись.

Читайте также: Полуавтоматическая сварка в среде углекислого газа и основные особенности ее проведения

  • Плавная регулировка температуры от 80 до более чем 590 *С и 4 скорости вращения вентилятора.

Температуру можно оценивать приблизительно по цвету спирали и яркости ее свечения, надо только запомнить эту информацию после измерения термометром (если конечно вообще есть такой термометр, у меня — мультиметр со штатной термопарой).

Например это 250 *С (не краснеет):

450 *С – подходящая для пайки (красный):

А это уже очень высокая (опасно для нагревателя!) >600 *С (желтый):

  • Зависимость от напряжения сети: меньше напряжение — ниже скорость вентилятора, выше температура. Если напряжение сети скачет более чем на 10% — будет не особо удобно работать, надо думать о стабилизации.
  • Неуверенный запуск вентилятора холодного фена на низкой скорости вентилятора. После включения спираль на небольшой мощности за несколько секунд разогревается, после чего начинает медленно вращаться вентилятор, и в течении 40 — 80 секунд плавно выходит на необходимые обороты, после чего можно увеличивать мощность нагревателя до достижения нужной температуры. Прогретый ранее фен включается уже мгновенно.
  • Обнаружил что корпус «горячей» части фена обдувается изнутри холодным воздухом через специальные отверстия корпуса вентилятора, таким образом за все время работы корпус почти не нагревался, но после уменьшения скорости вентилятора нагрев увеличился в пределах разумного (руками брать можно, пластмасса остается такой же жесткой).

:)

  • Шум уменьшился очень существенно.
  • Не очень большое потребление электричества (паяю, наверное, где-то при 1000 Вт, а не в два раза больше).
  • Сильно разогретая спираль светится и неплохо подсвечивает нагреваемое место. Можно паять в полной темноте при свете фена Это к тому же еще и очень красиво (фотографию сделать не удалось).

Если фен покажет свою надежность длительной работой (в чем я сомневаюсь при такой жёсткой эксплуатации), позже планирую сделать стабилизацию напряжения питания вентилятора, свободного места в корпусе вполне достаточно.

:)

Ну и в заключение для тех, кто ни разу не пользовался феном – это действительно нужная вещь: любые «многоногие» микросхемы отпаиваются без проблем, а после некоторой тренировки можно и припаивать так же быстро и качественно, главное только пластиковые детали/провода не сжечь если они есть. Удобно подогревать массивные детали для пайки маломощным паяльником, разбирать ферритовые трансформаторы и прочее (даже небольшую паяльную ванну можно сделать с нагревом этим самым феном). В конце концов, можно и остывший кофе подогреть!

Недостаток фена такого типа конкретно для пайки — большие габариты и неудобство работы с ним в этом плане (это не паяльник, держать — тяжело и неудобно).

А более подробно обо всем этом без проблем найдете информацию в интернете или на нашем форуме. Удачи!

Обзор компактного фена JCD 8858 спустя 9 месяцев активного использования + доработки

Парикмахерский фен нагревает воздух до 60 °С и имеет ограниченную мощность, чтобы избежать ожога волос и кожи головы. Его строительная модификация, предназначенная для бесконтактного нагрева деталей и поверхностей, может развивать температуру до 650 °С, имеет большую производительность.

Строительная модификация фена предназначена для продолжительной работы. Для этого при его изготовлении применяют термостойкие материалы и системы поддержания постоянной температуры и контроля перегрева.

Устройство поставляется вместе с набором насадок, по-разному формирующих форму потока горячего воздуха. Специальные насадки позволяют не только прогревать поверхности и удалять с них старые покрытия, но и сваривать листовые полимерные материалы и даже спаивать полипропиленовые трубы.

Насадки для строительного фена

На рынке представлены десятки моделей фенов разной функциональности и от разных производителей. Несмотря на это, простота конструкции прибора позволяет изготовить его своими руками.

Что такое и как выглядит строительный фен

Бытовой инструмент осуществляет подачу горячего воздуха на выбранный объект. На фото строительного фена видно, что внешне он больше всего напоминает электродрель или обычный прибор для сушки волос. Но рабочие температуры у него куда более высокие, чем у последнего.

Строительный фен состоит из корпуса, под которым скрывается мощный двигатель. На внутреннем шпинделе устройства расположен вентилятор, нагнетающий воздух в термоизоляционный кожух с нагревательным элементом, как правило, керамическим с нихромовой спиралью. В кожухе предусмотрено выходное сопло, через него и подается горячая воздушная струя.

Многие модели строительных термофенов оснащены длинной ручкой, на которой находятся кнопка пуска и клавиши переключения режимов. Из-за такой формы инструмент могут называть теплопистолетом.

Зачем нужен и для чего можно использовать строительный фен

На рукояти обычно предусмотрены резиновые накладки, предотвращающие скольжение

В зависимости от модели строительные фены могут различаться по размерам и массе. В среднем длина инструмента составляет 22-30 см, а вес — до 1 кг, в редких случаях до 2 кг.

Важно! Чем массивнее термофен, тем выше его мощность. Но работать тяжелыми инструментами не слишком удобно, руки быстро устают.

Возможности строительного фена

До того, как начать изготовление прибора своими руками, разумно будет рассмотреть, какими же возможностями обладает это устройство. Самое частое применение аппарата — в строительстве:

  • Размягчение и удаление старых лакокрасочных и пленочных покрытий, элементов пластикового декора без использования сильнодействующих и опасных для здоровья растворителей и при минимальном механическом воздействии.
  • Гибка пластмассовых труб без применения громоздких трубогибов, в любом месте, любого диаметра и под любым требуемым углом.
  • Разогрев и расплавление битумов, воска, смол при подготовке к их нанесению.
  • Сушка стройматериалов, покрытий.
  • Пайка медных труб оловянным припоем.
  • Пайка полипропиленовых труб и фитингов.

Не меньше вариантов применения и при ремонте и устранении бытовых неурядиц своими руками:

  • Откручивание прикипевших гаек.
  • Разморозка систем отопления и водоснабжения.
  • Оттаивание заледеневших замков, дверей, окон.
  • Спайка пластикового шланга.
  • Удаление наклеек, этикеток и т.п.
  • Сушка стен и потолка после потопа от соседей.
  • Надежный розжиг мангала, невзирая на погодные условия.

Сварка строительным феном

Высоко ценят фены и работники автосервиса. С их помощью удаляют старую краску и выправляют вмятины на бамперах и пластиковых деталях кузова автомобиля.

Если перегорела плата строительного фена как отремонтировать

Не редко встречаются поломки, связанные с электроникой. На бюджетных вариантах строительных фенов используется только одна плата — выпрямительный диодный мост. Проверить исправность диодов можно при помощи мультиметра, и если перегорел один диод, то двигатель не запустится. Определив неисправный диод, его следует заменить, воспользовавшись паяльником.

Электронная плата двигателя фена диодный мост

Если на строительном фене применяется инверторная плата, то на ней может выйти из строя любой элемент электроники. Для того, чтобы понять, какой элемент вышел из строя на плате, нужно произвести визуальный осмотр. Обычно сгоревшие элементы проявляются внешне по признакам почернений. Чтобы отремонтировать плату строительного фена, понадобятся минимальные знания электроники, а также уметь пользоваться паяльником. Мультиметром можно проверить исправность всех элементов на плате, и заменить вышедшие из строя.

Строительный фен электронная плата

Это интересно!
Если повреждена керамическая часть, то в этом случае рекомендуется купить новый ТЭН, который может стоить практически столько же, как и сам инструмент. Именно поэтому в случае невозможности произвести самостоятельный ремонт, следует взвесить стоимость запчастей и нового фена, на основании чего принять правильное решение.

Формы насадок

Насадка, формирующая поток горячего воздуха – главный рабочий орган устройства. В зависимости от формы насадки она предназначается для конкретного круга работ:

  • Плоские. Формируют широкий плоский поток. Используются для снятия лакокрасочных и пленочных покрытий, обоев, направленной деформации листов пластмассы.
  • Круглые. Формируют поток цилиндрической формы, применяются при работе с медными трубами.
  • Рефлектор. Имеют закругленный лепесток, формирующий кольцевой полок. Используются при гибке пластиковых труб
  • Щелевые. Создают узкий плоский поток высокой интенсивности. С их помощью сваривают листы пластмассы.
  • Боковые. Используются для снятия покрытий и загрязнений с оконных рам. Имеют отдельный лепесток для защиты стекла.
  • Режущие. Создают еще более узкий плоский поток, применяются для раскройки пенопластовых листов.
  • Кольцевые. Создают поток в виде кольца. Применяются при сварке полипропиленовых труб.

Изготовленный своими силами строительный фен может использовать все эти насадки, достаточно изготовить его сопло с соответствующим диаметром. Насадки можно изготовить из листового металла и своими руками.

Устройство и чертежи конструкции

Принципиальное устройство строительного фена похоже на конструкцию бытового парикмахерского прибора. Основные узлы — это:

  • Корпус с рукояткой, воздухозаборным отверстием и соплом.
  • Электронагреватель.
  • Вентилятор.
  • Схема и органы управления.

Принцип работы также весьма прост:

  • Холодный воздух втягивается вентилятором через отверстия в задней части.
  • Далее воздух прогоняется через электронагреватель. Там воздух нагревается.
  • Нагретый воздух выбрасывается под напором через сопло. Насадка придает нагретому потоку заданную форму.
  • Система управления поддерживает постоянную температуру нагревателя и обороты двигателя.

Схема строительного фена включает в себя следующие основные блоки:

  • преобразователь напряжения;
  • блок управления электродвигателем;
  • блок управление электронагревателем.

Производительность прибора определяется мощностью двигателя и находится в диапазоне 120-650 литров в минуту.

Конструкция строительного фена

Строительные фены, предлагаемые на современном рынке, в зависимости от комплектации конкретной модели снабжаются и некоторыми дополнительными функциями, такими, как:

  • Система управления производительностью.
  • Ступенчатая регулировка силы нагрева.
  • Плавная регулировка температуры.
  • Светодиодная и жидкокристаллическая индикация основных параметров работы.

Большинство этих дополнительных функций оправдывают себя лишь в узкоспециальных применениях.

Инструменты и материалы

Домашний мастер, обладающий средними навыками слесарных и электротехнических работ, вполне способен сделать прибор своими руками. Для продолжительного профессионального использования он не очень подойдет, но отогреть замерзшую трубу или снять слой старой краски сможет.

В качестве основы для сборки инструмента своими силами можно взять обычный бытовой фен. В нем придется заменить нагревательный элемент и выбросить все пластмассовые детали — ведь нагреваться строительный фен будут намного сильнее. Корпус придется подобрать керамический или сделать из металла.

Для изготовления устройства потребуется:

  • нихромовая спираль для электронагревателя;
  • металлические пластины для лопастей вентилятора;
  • медный кабель с поперечным сечением не менее 5 мм2;
  • резиновая трубка для тепловой защиты рукоятки
  • отрезок металлической тонкостенной трубы для сопла.

Из инструментов для изготовления фена своими руками понадобится дрель, паяльник, ручной слесарный инструмент, тиски и мультиметр.

Нагревательный элемент для фена

Нагревательный элемент является не чем иным, как спиралью, которая намотана на керамическую основу. Во многих моделях производитель встраивает термодатчик, который в случае перегрева отключает питание фена. В качестве материала спирали обычно используют нихром. Обладая определенным сопротивлением, спираль забирает часть тепла при прохождении тока через нее и отдает его в окружающую среду, тем самым обеспечивая непрерывный горячий поток воздуха.

Простая конструкция самодельного строительного фена

Перед началом изготовления строительного фена своими руками необходимо сделать чертежи или хотя бы эскиз. Это позволит вам избежать ошибок в размерах и многократных переделок.

Корпус

Изготовление своими руками строительного фена начинается с корпуса. Высокая температура, развиваемая нагревателем, не позволит применять для него пластмассу. Поэтому его надо согнуть на болванке из металлического листа и сварить контактной сваркой или соединить заклепками. Пайка не подойдет — при рабочей температуре фена олово расплавится.

Некоторые умельцы предлагают сделать корпус из высокотемпературного стекла, например, от колбы галогенного светильника большой мощности. Пилить его не стоит, возможно растрескивание. Для обработки стекла применяют хлопковую нитку, смоченную в керосине.

Чертеж самодельного корпуса

Нить наматывают по линии отреза, поджигают и сразу после прогорания опускают колбу в банку с водой. По линии нити появится ровный разлом.

Нагреватель

Это самый ответственный узел, к нему надо отнестись во всем возможным вниманием и тщательностью.

Наилучшим материалом для сердечника являются слюдяные пластины. Они обеспечивают свободное прохождение воздушного потока. Проще всего взять готовые от неисправного парикмахерского фена.

При расчете числа витков спирали лучше предусмотреть две отдельные секции разной длины, подключаемые поочередно или вместе. Так можно будет обеспечить двух- или трехступенчатую регулировку температуры.

Сначала следует замерить сопротивление метрового куска. Исходя из него, нужно рассчитать длину проволоки для нагревателя. Исходя их получившейся при расчете длины, намотка проводится непосредственно на конструкцию из слюдяных пластин, либо формируется спираль на палочке диаметром 5-8 мм. Далее на слюду наматывается уже спираль.

После намотки мультиметр должен показывать сопротивление:

  • для первой спирали: от 80 до 100 Ом;
  • для второй — от 200 до 250 Ом.

Намотанную на изолирующую конструкцию спираль следует разместить в корпусе нагревательного элемента таким образом, чтобы до наружных стенок оставалось по 4-6 мм.

Важно! при намотке и монтаже следите за тем, чтобы витки не касались друг друга. При намотке следует учитывать, что при нагревании проволока расширяется и провисает. Поэтому мотать нужно с небольшим натягом.

Вентилятор

Этот узел можно взять от бытового фена либо от мощного компьютерного блока питания. Проверьте, чтобы его рабочее напряжение было 220 v переменного тока. Возможно и самостоятельное изготовление лопастей вентилятора из жестяных полосок.

Если схема управления бытового устройств исправна — из нее можно позаимствовать и регулятор оборотов.

Монтировать вентилятор нужно на максимально возможном удалении от электронагревателя.

Обязательно используйте термоизолирующие прокладки из фторопласта или текстолита.

Рукоятка

Если в качестве основы был выбран сломанный бытовой прибор, то и рукоять с переключателями разумно использовать от него же. Главное — не забыть о термоизоляции креплений к корпусу нагревательного элемента. Крепления также нужно отнести максимально далеко от зоны высоких температур.

Если же весь аппарат делается своими руками- то рукоятку лучше выполнить из дерева или толстого текстолита.

Самодельный паяльный фен с деревянной рукояткой

После крепления рукояти следует позаботиться о термоизоляции корпуса нагревателя и воздуховода. Обычно используют асбестовое или стекловолоконное полотно, полосками которого обматывают корпус. Теплоизоляция поможет избежать ожогов при случайном прикосновении и снизит непродуктивные потери тепла.

Электропроводка и выключатель

При изготовлении электрической схемы своими руками необходимо рассчитать электрические параметры прибора. При использовании 80-омной спирали и напряжении 220 вольт сила тока не превысит 2,8 ампер. Электрическая мощность, развиваемая устройством, получится около 550 ватт. Провода и переключатели нужно взять с двукратным запасом по току, во избежание обгорания контактов и преждевременного выхода из строя. При использовании двух режимов нагрева понадобится трехпозиционный выключатель, крайние позиции будут коммутировать по одной из спиралей, а среднее положение будет оставлено под состояние «Выключено».

На среднюю пару контактов подается входное напряжение, на крайние подключаем спирали. В устройствах промышленного типа нагреватель подключается последовательно с двигателем вентилятора. Это сделано для того, чтобы исключить включение спиралей без обдува их воздухом. Конструкцию, собираемую своим руками, можно сделать проще. Одним выключателем напряжение подается и на нагреватель, и на двигатель. В любом случае, если вентилятор по каким-либо причинам не включился, прибор следует немедленно отключить.

Схема фена Makita

Строительный фен, собранный своими руками, готов к рабочим испытаниям. При первом включении следует внимательно прислушиваться и принюхиваться — нет ли где треска короткого замыкания или запаха гари.

Безопасность при изготовлении и работе

Несмотря на простоту конструкции, устройство является источником повышенной опасности. Неправильное обращение может привести к серьезным травмам или возникновению пожара. Следует соблюдать меры безопасности при изготовлении и использовании:

  • Не следует использовать прибор совместно с газовым оборудованием и рядом с открытым огнем.
  • При использовании прибора под рукой обязательно должен быть огнетушитель.
  • При снятии лакокрасочных покрытий следует обеспечить вытяжную вентиляцию или проводить работы на открытом воздухе. Нагретые краски могут выделять токсичные газы.
  • После использования устройство можно класть для остывания только на огнеупорную поверхность.
  • Перед первым практическим применением аппарата, собранного своими руками, проверьте его работу на малоценной детали.

Если включение нагревателя и вентилятора производится отдельными тумблерами, то нужно соблюдать последовательность: сначала подается воздушный поток, потом включается нагрев. Выключение проводится в обратном порядке.

Как проверить исправность коллекторного двигателя фена

Если есть подозрения на то, что неисправен двигатель, то проверить его можно двумя способами:

  1. Прозвонить мультиметром
  2. Подключить к источнику постоянного напряжения соответствующей величины. При этом учитывайте, что плату с диодным мостом нужно отсоединить. Чтобы ее не отсоединять, можно подключить к источнику переменного напряжения соответствующей величины, на которую рассчитан двигатель

Коллекторный двигатель постоянного тока фена

Для прозвонки электромотора мультиметром, нужно подключить щупы к выводным контактам устройства. Наличие сопротивления говорит о том, что обмотка прибора не повреждена. Для того, чтобы убедиться в исправности этой детали, можно подать на него питание величиной 12-18В. Обычно напряжение питания двигателя фена указывается на корпусе, поэтому учитывайте это значение, чтобы не «спалить» обмотку ротора.

Ссылка на основную публикацию